В Госдуму РФ внесли так называемый «закон о приземлении» — законопроект «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории России».
Теперь владельцы соцсетей и сайтов, суточная аудитория которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, должны будут создать в России филиалы, открыть представительства или учредить российские юридические лица. Официальные представительства должны будут в полном объеме представлять интересы головных компаний.
Нарушение требования об открытии филиалов может повлечь за собой запрет на распространение рекламы как об интернет-ресурсе, так и на нем самом, запрет на проведение платежей в адрес такого ресурса, а также запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных. Пока действия зарубежных ИТ-компаний на российском рынке непрозрачны, а их взаимодействие с российскими регуляторами затрудняется отсутствием диалога с администрацией онлайн-платформ.
Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Чукотском автономном округе Николай Кулик убеждён, что такой закон обеспечит равные условия исполнения законодательства для российских и зарубежных игроков отечественного цифрового рынка:
— Крупнейшие интернет-платформы и популярные социальные сети не имеют в России своих представительств и, следовательно, находятся вне юрисдикции российского законодательства и не несут никакой ответственности за свою деятельность.
При этом всё настойчивее и сильнее завоёвывают информационное пространство, что приводит к навязыванию «западных» ценностей и идеологий, что по, большому счёту, может привести к подрыву исторических ценностей и государственности России, — пояснил бизнес-омбудсмен.
Ранее первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко на ИТ-завтраке, который прошел в рамках Российского интернет-форума, привел в качестве примера несоблюдения российских законов реакцию на обращение Роскомнадзора ООО «Гугл» и социальной сети TikTok. Так, ООО «Гугл» сообщил, что не имеет отношения к головной компании Google LLC и не может дать ответ за ее действия. А TikTok массово предлагал детям 14 лет политический контент, даже если они ранее не проявляли интересов к этой теме.