Российские соседи-прибалты те еще русофобы. Казалось бы, зачем нам с ними поддерживать контакт и вести какие-то дела? Зачем, после всей антисоветчины и «Саюдисов» продолжать партнерские отношения с той же Литвой? Ответ на это есть.
Дело в том, что какое-то время Прибалтика экономически была выгодна России. Обратимся к истории.
В годы существования Российской Империи и Советского союза через страны Балтии пролегали транзитные маршруты, через которые вывозили зерно, уголь, удобрения и нефтепродукты. Для этого использовались Клайпедский порт в Литве, латышские Вентспилс, Лиепая и Рижский порты, Таллиннский в Эстонии.
В годы СССР это были морские ворота, через которые грузы шли куда быстрее, чем это делалось бы через тот же Мурманск и Архангельск. А когда грузы пошли из Юго-Восточной Азии в Европу, у прибалтийских портов стало еще больше работы. Транссиб был полностью загружен, а СМП работал только несколько месяцев в году – круглогодично он стал работать относительно недавно. Так бы и была Россия частично зависима от русофобской Прибалтики, если бы не модернизировала транспортную отрасль.
Вышеупомянутые Транссиб, Севморпуть и, конечно, Балтика претерпели изменения. Последняя так и вовсе обновилась. Появились три новых порта в Усть-Луге, Высоцке и Приморске. Они дополнили существующие питерский, калининградский и выборгский порты. И они сделали так, что объем перевозимых через Прибалтику грузов начал сокращаться. Это стало заметно уже в 2014 году.
В 2020 году наши порты перевалили больше 200 млн грузов, и объемы будут только расти. Больше всего это сказалось на латышах, у которых просела работа латвийской железной дороги и порта Вентспилс. Бюджет страны не получает заметных вливаний. Правительство страны даже писало жалобу в Москву, но ответа ожидаемо не получило. Русофобы не пройдут, так сказать.