С 1947 года в небе 26 стран мира летает биплан Ан-2, известный под народным названием «кукурузник». Всего выпущено 18 тысяч кукурузников, а за то, что его выпуск продолжался непрерывно более 60 лет, он попал в книгу рекордов Гиннесса. Самолёт оказался удивительно универсальным и существует более, чем в 30 модификациях для разных нужд. Но давно очевидно, что Ан-2 морально устарел и нуждается в замене или модернизации.
Обновление парка малой авиации требуется ещё и по причине его физического износа. У многих машин срок службы перевалил за 40 лет, а налёт составляет более 20 тысяч часов. Если ничего не делать, то через десять лет 90% Ан-2 будут выведены из эксплуатации. При этом, как отмечает глава отдела прогнозирования перспективных исследований и разработок авиакосмической техники ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» Дмитрий Смирнов, для 60% территории нашей страны малая авиация — единственное средство обеспечения транспортной доступности.
Специалисты из Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации прогнозируют, что к 2025 году России потребуется 360-490 малых пассажирских самолётов (9-19 мест), а ещё через пять лет потребность возрастёт до 600 машин. Госавиации потребуется ещё 400 самолётов.
В 2011 году правительство РФ планировало провести ремоторизацию кукурузников, но в стране уже не производили подходящих двигателей. Попытка локализации производства американских моторов Honeywell не увенчалась успехом, поскольку цена на Ан-2 с этим мотором оказалась неподъёмной для большинства пользователей.
Дело в том, что рентабельность таких перевозок очень мала, и частным компаниям просто невыгодно возить пассажиров без бюджетных дотаций. Некоторые эксперты считают, что дополнительные сложности создаёт дороговизна кредитов. Но правильные подсчёты приводят к выводу, что даже если самолёты раздавать даром, эксплуатационные расходы всё равно не окупятся.
Выход из ситуации был найден как раз в сфере государственно-частного партнёрства, в рамках которого СибНИА планирует начать серийное производство цельнокомпозитного Ан-2 в Новосибирской области. Прототип самолёта был представлен на авиасалоне МАКС-2017. Представитель Минпромторга сообщил тогда, что эта машина разработана в рамках государственной программы развития авиационной промышленности до 2025 года. Министерство должно ещё определить целесообразность и размеры господдержки проекта и выбрать конкретного производителя.
Напомним, что конструктор Олег Антонов разрабатывал Ан-2, будучи главой СибНИА, поэтому все претензии Украины на то, что только концерн «Антонов» имеет право на все работы по этой машине, лишены основания. Ан-2 просто возвращается домой, где получит вторую жизнь. Семидесятилетний опыт эксплуатации легендарного биплана является лучшим доказательством исключительной удачности этой конструкции.
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.