Несмотря на невероятные сбои и протесты по ходу голосования, президент Садыр Жапаров сформировал подконтрольный законодательный орган. Что из этого выйдет?
Директор Института международных политических и экономических стратегий РУССТРАТ Елена Панина:
— Прошедшие 28 ноября в Киргизии выборы депутатов Жогорку Кенеш предсказуемо вызвали неоднозначную реакцию в стране. Напомню: это уже пятая попытка избрать национальный парламент за эти полтора года. Самая первая состоялась осенью 2020-года и привела к масштабным протестам из-за массового подкупа избирателей. Итогом стала отставка президента Сооронбая Жээнбекова. На этом фоне Центризбирком принял решение признать недействительными результаты голосования.
В конце августа в стране вступил в силу новый конституционный закон, принятый в ходе референдума в апреле 2021 года.
В соответствии с Указом президента Киргизии Садыра Жапарова число депутатов национального парламента было сокращено со 120 до 90. При этом 54 депутата должны быть избраны по пропорциональной системе, а 36 — по мажоритарной. Указом предусматривалось также, что будущие депутаты не будут иметь права формировать правительство и выражать ему недоверие; после апрельского референдума это стало президентской прерогативой.
Важно отметить, что новая система выборов сочетающая электронное и классическое голосования изначально вызвала немало вопросов. Даже люди, имеющие опыт работы в территориальных избирательных комиссиях, не могли до конца разобраться в механизме подачи голосов. И хотя Центризбирком прилагал массу усилий для разъяснения новых правил, путаница и неразбериха стали причинами многих проблем на избирательных участках в голосования в минувшие выходные.
Неспроста и явка оказалась рекордно низкой — около 34%. По итогам предварительного подсчета голосов пятипроцентный барьер преодолели шесть партий. При этом, скажем, в Бишкеке в двух одномандатных округах больше всего голосов набрала графа «против всех».
Ситуация накалилась также из-за того, что, по первоначальной информации поступающий в ЦИК Киргизии на электронное табло в парламент проходило десять партий, в совокупности набравших… более 150% голосов. Как теперь утверждает председатель ЦИКа Нуржан Шайлдабекова, произошел технический сбой, причем только в системе отображения данных, но не в системе подсчета. Согласно исправленным данным по итогам подсчета 96% голосов, в парламент прошли уже только пять партий. Три проправительственные: «Ата Журт Кыргызстан» («Моя родина — Кыргызстан»), «Ишеним» («Верю»), «Ынтымак» («Дружба»). И две оппозиционные: «Альянс», «Бутун Кыргызстан» («Единый Кыргызстан») и «Ыйман нуру» («Луч веры»).
В итоге, пять партий, оставшихся за бортом, отказались признать результаты выборов. Представители «Ата Мекен» («Отечество»), «Реформа», «Социал-демократы», «Азаттык» («Свобода») и «Улуттар биримдиги» («Гармония народа») заявили о нарушениях в ходе предвыборной кампании, а также о фальсификациях при подсчете.
Вечером в день голосования у здания ЦИК прошел митинг сторонников оппозиции. Митингующие требовали немедленной отставки ЦИК и кабмина, а также наказания ответственных за выборы чиновников. Несмотря на заявление президента о том, что все голоса будут пересчитаны вручную, ситуация продолжала обостряться. Даже к утру 30 ноября окончательных сведений об итогах голосования все еще не было. При этом надо отметить, что данные наблюдателей от разных организаций, включая СНГ, свидетельствуют, серьезных нарушений на этот раз зафиксировано не было. Миссия ОБСЕ подтвердила, что выборы можно назвать «конкурентоспособными», а ПАСЕ нашла «несколько небольших нарушений», которые не влияют на итоги голосования.
Очень похоже на то, что ЦИК, вслед за избирателями не до конца разобрался в новой системе. А власти попытались воспользоваться сложившейся неразберихой.
Что в итоге?
Думаю, новая власть пытается использовать выборы для проведения в парламент представителей «своих» политических кланов. Прежде всего, это националистическая партия Ата Журт (Отечество) Кыргызстан партия, набравшая наибольшее количество голосов. За ней следует «Ишеним» («Верю»), в которой также широко представлены люди «доказавшие» свою преданность Садыру Жапарову. Интересно при этом, что предвыборная программа «Ишеним» практически полностью копирует программу российской партии «Новые Люди». Ну и замыкает лидирующую тройку «Ынтымак» – «Единство». По имеющейся информации, это — киргизский олигархический наднациональный клан, сращенный с мафиозными и властными структурами Таджикистана. Своего рода финансово-политическая клановая группа, сформированная по принципу родства и землячества.
К сожалению, даже поверхностный анализ политических позиций «победителей» даёт основание полагать – президентская команда не собирается отказываться от коррупционно-клановой системы управления. Думаю, это же очевидно и для оппозиции. Но массовые протесты на этот раз Киргизии не грозят. Народ слишком устал от постоянных революций и хочет увидеть, на что способен новый президент. Пока – в течение года — особых достижений он не показал. Теперь, когда парламент, можно сказать, стал ручным, народ будет ждать от него результатов. В противном случае к тем сотням представителей политических кланов, которые сейчас недовольны распределением мандатов, присоединятся пока безмолвствующие избиратели.