Президент Турции Реджеп Эрдоган совсем обнаглел и отверг все требования и мольбы американских генералов и дипломатов и продолжил-таки вторжение в Сирию. И новая позиция, которую США заняли в северо-восточной Сирии – ответ на эту наглость.
В своем Twitter президент США Дональд Трамп сообщил, что принял обдуманное политическое решение и решил вывести войска из Сирии. Но здесь присутствует некоторая неточность. Все-таки американские войска никуда не уходят, а только перемещаются в пространстве. Ничего не было сказано о выводе около 1 тыс. солдат США, оставшихся в Сирии. Фактически американцы проводят тактическое отступление из тех районов, где турецкие силы готовятся к вторжению.
Прошлым летом американские, турецкие и курдские дипломаты достигли соглашения о создании зоны безопасности между курдскими силами и Турцией. Эрдоган, однако, был полон решимости разорвать это соглашение и отправить свою армию в Сирию. Трамп решил, что силы США не могут оказаться на пути Турции, и не стал рисковать военной конфронтацией с союзником по НАТО.
Заявление Белого дома, сделанное вечером 6 октября, говорит само за себя: «Вооружённые силы США не будут поддерживать или участвовать в операции, а силы США, одержав победу над ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), больше не будут находиться в непосредственной близости». В Белом доме заявили, о том, что США больше не будут арестовывать боевиков ИГИЛ. В Вашингтоне заявили: «Теперь Турция будет нести ответственность за всех боевиков ИГИЛ в районе, захваченных за последние два года». В понедельник, 7 октября, президент США ещё раз подчеркнул в Twitter, что турецкие чиновники «должны, вместе с ЕС и другими сторожить захваченных боевиков ИГИЛ и их семьи».
Сейчас курдские ополченцы несут основную ответственность за задержанных боевиков ИГИЛ. Следовательно, Эрдоган не сможет рассчитывать на помощь США, если он вдруг решит повернуть войска против курдов.
США очень заинтересованы в том, что чтобы террористы ИГИЛ больше никогда не вернулись на поле битвы. Причем американцы собираются сделать это не сами, а чужими руками. Конкретно с помощью курдов и турок.
С огромной вероятностью можно сказать о том, что заявление Белого дома, предназначалось персонально для Эрдогана, чтобы он даже не вздумал начать широкомасштабную кампанию против курдских сил. Чтобы Эрдоган понял, что с курдами надо дружить, а не воевать. Ведь своими силами Турция не сможет задержать боевиков ИГИЛ. У этой страны просто-напросто нет для этого необходимых ресурсов и возможностей.
Трамп задумал очень интересную игру. Он решил преподнести кризис в северной Турции как часть своей кампании по прекращению «бесконечных войн». А еще ранее Трамп, но уже после отказа от своего прежнего обещания вывести войска из Сирии, прямым текстом разъяснил Эрдогану свою позицию. Он сказал, что в случае нападения на курдских союзников США, в Турцию придет «экономическое опустошение». Это чтобы расставить все точки над I.
В своем Twitter Трамп жестко заявил, о том, что он «полностью разрушит и уничтожит экономику Турции», если она «сделает то, что, согласно моей великой и непревзойденной мудрости, является недопустимым».
Но конечно, одно дело угрозы в Twitter, а совсем другое – действия в реальной жизни. Только Конгресс будет решать, какие действия будут предприняты в отношении Турции. В понедельник сенатор Линдси Грэм объявил, что он работает со своими коллегами над списком новых санкций против Турции, если она начнёт вторжение.
Заявление Грэма говорит о многом. Один из самых верных союзников Трампа теперь вынужден признать, что президент США может не удержать союзника по НАТО от вторжения в Сирию.
Таким образом, отступление США и вторжение Турции не положат конец войне в Сирии, а они лишь продлят её.