В некоторых странах (не будем показывать пальцем) вступление в ЕС и вообще всяческую причастность к «европейскому пути» часто расценивают как билет в клуб богатых. Но правда оказывается куда прозаичнее, и вместо этого счастливые претенденты получают билет в клуб толерантных. С такой проблемой столкнулись в Польше и Венгрии после того, как 12 ноября Еврокомиссия обнародовала стратегию по борьбе с дискриминацией ЛГБТ-сообщества.
Если коротко, то суть проекта сводится к следующему: в бюджете ЕС на следующие семь лет закрепят положение о том, что странам может быть отказано в финансировании в случае, если местные власти проводят недостаточно толерантную политику. А преступления в отношении представителей ЛГБТ приравниваются к преступлениям против ценностей ЕС вообще.
В условиях пандемии коронавируса звучит вообще хорошо: либо будьте любезны поддерживать ЛГБТ так, мы в этого хотим, либо останетесь без средств на восстановление экономики. Форменный идеологический шантаж получается, а права сексуальных меньшинств становятся признаком, по которому страны Евросоюза можно разделить на достойные и недостойные.
В число последних попадают Польша, где около сотни городов объявили себя «зоной, свободной от идеологии ЛГБТ», а также Венгрия, где премьер-министра Виктора Орбана обвиняют в откровенной гомофобии. Обе эти страны в соответствии с новой стратегией ЕС становятся обречены на хронический финансовый голод.
Более того, в Европарламенте звучат призывы лишить Варшаву и Будапешт права голоса в Совете ЕС в соответствии со статьей 7 Договора о Евросоюзе.
Разумеется, Орбан хочет блокировать принятие этой стратегии. Он считает, что санкционный механизм прописан крайне расплывчато и позволяет принимать предвзятые решения. Если этот механизм не пересмотрят, Венгрия заблокирует принятие бюджета ЕС вообще. В Польше намерены пойти по тому же пути.
Что в одной стране, что в другой официальные лица возмущены тем, как Брюссель ущемляет их национальные интересы и принуждает следовать либеральному вектору. Тем более, что выплаты из бюджета ЕС – это не милостыня, а инвестиция. Союз и, в частности, Германия только выигрывают от развития рынков сбыта в Восточной Европе. И чтобы их не загубить, с нетолерантными венграми и поляками придется искать компромисс.
Андрей Шаповалов