Взамен упавшего спроса на международные поездки, туристический рынок предлагает нам нечто новое — глэмпинг. Этот вид экотуризма зародился в Великобритании.
По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), за восемь прошлый год
количество международных прибытий во всем мире упало на 90%.
В пиковые июль и август этот показатель снизился на 81% и 79%, соответственно.
В абсолютных цифрах за восемь месяцев потеряно 700 млн. прибытий и $730 млрд.
экспортных поступлений от международного туризма. Это более чем в восемь раз
превышает потери, понесенные на фоне глобального экономического и финансового
кризиса 2009 года.
Восстановление международного спроса эксперты Всемирной туристической организации
ожидают лишь в третьем квартале 2021 года. Но около 20% специалистов UNWTO
предполагают, что подъем может быть только в 2022 году. Потери выездного туризма
из-за закрытия большинства направлений Ассоциация туроператоров России ещё в
конце февраля оценивала как минимум в 27 млрд. руб.
Мировая индустрия туризма проходит через массовые сокращения спроса,
по меньшей мере, уже в четвертый раз. Однако удар от COVID-
19 будет сильнейшим за всю историю туризма: так, по данным UNWTO,
международные туристические потоки в текущий кризис сократились в 7,5 раз больше,
чем под влиянием рецессии 2008 года.
Угроза заражения изменила отношение потребителей к поездкам, сформировала
новые ожидания туристов, новые требования к путешествиям, что неизбежно
влечёт за собой новые виды туристских предложений.
Глэмпинг – новый вид экотуризма появился в Великобритании. Все началось
с крупных музыкальных фестивалей около 15 лет назад –
отдыхающие не желали довольствоваться палатками, предпочитая комфорт.
Позже идею «подхватили»: семейные поездки за границу заменили отдыхом
в сельской местности, но с привычными удобствами. В 2016 году новый тренд
стал настолько популярен, что слово даже внесли в Оксфордский словарь.
Глэмпинг расшифровывается как «гламурный кемпинг» или «роскошный кемпинг»
(объединение двух английских слов, glamorous + camping). Вокруг – дикая природа,
а внутри – привычный комфорт. Пространство полностью обустроено: удобная
мебель, телевизор, электричество и даже кондиционирование.
В России рынок глэмпинга находится на начальной стадии, ниша почти не
занята, но спрос на это направление есть, и мест для экологического туризма
много:
Подмосковье, Алтай, Камчатка, Западный Кавказ, леса Коми. Глэмп (модуль) можно
купить в Европе и привезти в Россию, но из-за
за расстояния возможны сложности с обслуживанием. К примеру, если порвется
тентовая ткань и потребуется замена.
Примеры глэмпинга есть в Москве и Подмосковье, в Карелии, на Алтае. Но нередко
то, что продвигают под новомодным словом, на самом деле –
коттеджный поселок или благоустроенный кемпинг.
Надо отметить, что глэмпинг может стать хорошим направлением развития
внутреннего туризма внутри страны, так как является более доступным и
безопасным вариантом путешествий во время кризиса.
Архитектор Наталия Брайловская, владелица компании «Ковчег», которая внедряет
глэмпинги в Россию, считает, что в стране необходимо создать новую сеть гостиничного
бизнеса с едиными стандартами качества. Она будет состоять из небольших гостевых
баз, туристических баз, загородных комплексов. Каждый комплекс — по 10-15
домиков.
Выбирать места расположения эко-
комплексов надо вблизи исторических, культурных, любопытных туристических
объектов, и, конечно, на живописной природе. Для того, чтобы путешественники
постоянно возвращались и рекомендовали такой отдых своим друзьям и знакомым,
необходима система контроля качества.
«Надо разработать единые стандарты обслуживания и качества (несколько
уровней, в зависимости от цены комплекса/дома), систему управления,
контроля. Таким образом, гостиничный бизнес в России будет развиваться
за счет сети новых гостиничных баз единого стандарта.
В удобных и качественных домах на природе должны учитываться все пожелания
туристов. Постройки могут быть построены в разной стилистике,
учитывая облик и условия окружающей среды. Комплексы не будут строиться на
участке, они приезжают уже готовые и собираются на месте. Изначально
глэмпинг предполагал установку палаток, мы идем дальше и предлагаем
маленькие, но комфортабельные домики, со всеми удобствами.
Дома состоят в большинстве случаев из одного модуля для размещения
пары человек.
Они компактные: 1 комната с кухонной зоной, прихожей, санузлом. Можно также
составить дома из 2-3 модулей для больших семей, а также
административные. В проекте установки комплексов могут учитываться различные
составы домов. Модульные постройки возможно в дальнейшем переставлять.
Удобство модулей явное, ведь при их установке не производится стройка,
не устанавливаются фундаменты зданий.
Дома на природе мы ставим на блоки, предлагаем и более надежное решение
– завинчивающиеся сваи.
Дом привозят, подключают к заранее подготовленным электричеству, воде,
очистным сооружениям. После этого уникальный комплекс можно сдавать в аренду
и эксплуатировать», — отметила она.