Посёлок Новое Аракчино расположен в городской черте Казани. С виду это обычный район, где частные дома полувековой давности соседствуют с новым жилмассивом. Казалось бы, ничего примечательного. Если бы не одно «но»: на территории района организовано вредное химическое производство поролона, принадлежащее компании «Эгида+».
Заводы, расположенные в городской черте, уже давно являются нонсенсом. Тем более, если эти заводы — химические. Заботясь о жизни и здоровье граждан власти либо закрывают такие производства, либо переносят их. Но в столице Татарстана сложилась другая практика.
На регулярные выбросы с поролонового завода жители Нового Аракчино жалуются не первый день. В посёлке трудно дышать. Дети постоянно кашляют и болеют лёгочными заболеваниями. Из-за выбросов буквально пожелтел близлежащий лес, а на приусадебных участках желтеют и гибнут деревья, кустарники и трава. После каждого дождя на поселковых лужах остаётся жирная жёлтая плёнка.
Ещё в 2018 году жители посёлка обращались в прокуратуру. Было назначено судебное разбирательство. Провели экспертизу, которая показала резкое превышения допустимых норм выбросов диоксида азота и оксида азота. Суд вынес решение: приостановить производство на 90 ней.
Вы не поверите, что было дальше: каким-то удивительным образом руководство ООО «Эгида+» ушло от ответственности, а завод… продолжил свою работу в прежнем режиме. Несмотря на решение суда о приостановке деятельности предприятия до устранения нарушений экологических норм. Кто и за сколько закрыл глаза на вопиющие нарушения, грозящие жизни и здоровью тысяч людей? Вопрос риторический.
Вредное химическое производство по-прежнему располагается прямо в границах сельского поселения, то есть на земле, единственное разрешенное использование которой — индивидуальное жилищное строительство. Более того: от некоторых домов до заводского забора — всего 16 (!) метров. О наличии санитарно-защитной зоны даже говорить не приходится: её нет. Ужаса добавляет круглосуточная работа завода. Беспрерывно по внутрипоселковым дорогам ездят огромные грузовые цистерны с опасными химикатами. На переезде постоянно случаются аварии с участием грузовиков. На дорогах нет тротуаров, жители посёлка и, прежде всего, дети рискуют попасть под колёса этих монстров. Люди обращались к владельцам завода: постройте отдельную транспортную инфраструктуры. Их не услышали. «Эгида+» продолжает пользоваться внутрипоселковыми муниципальными дорогами для своих производственных нужд. А ведь те не рассчитаны на такое активное дорожное движение! Кому же ремонтировать дороги? Понятно, что не владельцам завода, которые сразу же переводят стрелки на муниципалитет.
Жители поселка Новое Аракчино не намерены сдаваться. Люди считают, что нахождение вредного химического производства на территории жилого поселка — противозаконно.
Когда жители обращаются к владельцам завода с требованиями прекратить выбросы — им в ответ поступают угрозы, мол, смотрите, как бы у вас дома не сгорели.
Осознав, что от владельцев «Эгиды+» ничего не добиться, жители обратились в Общественную палату Республики Татарстан. Их услышали. Палата направила серию запросов в прокуратуру, министерство экологии, управлению по надзору в сфере природопользования, уполномоченным по правам человека и ребёнка… и даже в местное управление ГИБДД (пусть дадут оценку движению цистерн с опасными химреактивами по поселковым дорогам).
Затем стали происходить удивительные вещи. В середине марта этого года некто, представившись Фаридом, звонил нескольким жителям района и требовал забрать заявления из Общественной палаты. Сказал также, что не работает в «Эгиде+», но якобы «переживает за родственников, которые могут остаться без работы». И пригрозил, что если заявления не заберут — их дома могут «случайно» сгореть.
Позже выяснилось, что фамилия Фарида — Исмагилов. По странному стечению обстоятельство он работает… помощником генерального директора предприятия.
Чем закончится эта история? Помогут ли власти людям на сей раз? Или, как и два года назад, владельцы «Эгиды+» вновь наплюют на решение суда и продолжат душить жителей Нового Аракчино ядовитыми выбросами?