Глава Беларуси понимает, что если сейчас не поставит Москве ультиматум, то потом уже будет слишком поздно. Но сможет ли Лукашенко переломить ситуацию – большой вопрос. Поезд ушел еще в 2015 году.
С 2015 года в России начался «налоговый маневр». Российское правительство поставило цель снизить зависимость бюджета от цен на нефть, и смягчить эффект в случаи их падения.
До сих пор Лукашенко отмечался разве что единичными высказываниями на эту тему, но решение, принятое на днях, подтвердило меркантильные интересы белорусского партнера.
Как сообщил первый вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой, республика ищет новых партнеров для сотрудничества в нефтяной сфере.
«Мы разослали соответствующие коммерческие предложения. Все коммерческие службы наших заводов, Белорусской нефтяной компании находятся на переговорах практически в ежедневном режиме», — заявил Крутой.
И вряд ли президент государства не в курсе такого решения. Тем более, что чуть ранее, 9 января, Александр Лукашенко выступил с резкой критикой в адрес российской компании «Газпром», а 10 января ввел налог для организаций, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов в размере 50%.
В то же время белорусские власти начали распространять посредством СМИ информацию о том, что Минск может отказаться от трубопровода «Дружба» и использовать его в качестве альтернативы.
Впрочем, попытка Беларуси «нагнуть» Россию вряд ли достигнет своей цели. В Москве осознают, что этот выпад объясняется желанием получать от российских компаний преференции и дешевое сырье. Но для того, чтобы получать такие поблажки нужно не ставить ультиматумы, а предлагать реальные вещи. Тем более, что наши соседи не в том положении, чтобы ставить ультиматумы.
В конце концов, когда канцлер Германии обсуждала этот вопрос с Владимиром Путиным, то он её уверил, что все будет хо-ро-шо.
Антон Орловский