Россия приняла поправки к Конституции. После обработки 100% бюллетеней за изменения в Основной закон проголосовали 77,92%, против — 21,27%. Явка составила 67,97% от общего числа избирателей. В Москве, по предварительным данным, поправки поддержали — 65,29% участников очного голосования, в Санкт-Петербурге — 77,66%.
Однако не все регионы одинаково поддерживают конституционную реформу. В Ненецком автономном округе (НАО) большинство оказалось против поправок: за — 44,42%.
«Это ещё раз подтверждает, что голосование прошло максимально прозрачно, что результаты достоверны, в том числе и ситуация в НАО тоже подтверждает это», — цитирует РИА Новости Памфилову.
Результаты голосования в Ненецком автономном округе также прокомментировал пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, не исключив, что на них мог повлиять вопрос объединения региона с Архангельской областью.
«Там разные факторы. Во-первых, если это проецировать на общее количество избирателей по стране, конечно, количество избирателей, которые голосовали против в Ненецком автономном округе, оно весьма незначительное. Хотя это позиция, которую заняли эти люди», — сказал представитель Кремля.
По его словам, «хотя они в абсолютном меньшинстве», они имеют на это право.
«В этом и суть голосования. Но также очевидно, что на такие результаты голосования оказали влияние другие факторы, которые важны для жителей региона. Нельзя исключать, что тематика объединения субъектов также была соответствующим образом воспринята в этом округе и повлияла на результат», — добавил он.
«Это протест против идеи объединения регионов и той формы, в которой она была предложена. Фактически общественности ее предложили как факт: это произойдет, ваше мнение никого не волнует. Такой подход настроил региональные элиты и жителей региона против власти и это перенеслось на голосование по Конституции. Хотя и там результат примерно 50 на 50», — отмечает политолог.
Относительно слабая поддержка поправок сразу в четырех регионах Дальнего Востока: Якутия — 58,34%, Камчатский край — 61,76%, Магаданская область — 62,03%, Хабаровский край — 62,28%.
Сравнительно низкий уровень поддержки поправок на Дальнем Востоке объясняется конъюнктурой в каждом отдельно взятом регионе, считает Евгений Минченко.
А вот мнение Ильи Гращенкова, директора Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики (ФИЭП), руководителя Центра развития региональной политики (ЦРРП).
«Результаты в Якутии получились объективными, очевидно, что никакие политические технологии тут не использовались. В принципе, явка 55,56 % – это очень много для региона в летнее время, к тому же — коронавирус. Если бы явка было значительно выше, власти можно было бы заподозрить в каких-то нечестных играх, а так — ровно наоборот, картина складывается простая и понятная. К тому же, даже на президентских выборах явка, обычно, не больше.Что касается протестного голосования. С одной стороны, результат чуть выше, чем в среднем по стране, примерно 58 на 42, но с другой, очевидно, что все прошло честно, никто не натягивал цифры. Это очень правильно, людям дали возможность «выпустить пар», тем самым снизив протестные настроения, которые возникли на фоне коронакризиса. Напомню, что голосовать против призывала и мэр города Якутска, а у неё есть свои сторонники. То есть в данном случае ресурс муниципальной власти был направлен на то, чтобы испортить, а не помочь, что она и проделала в собственных политических интересах. Поэтому повторюсь ещё раз, с экспертной точки зрения, данное голосование прошло как нельзя лучше, оно не вызвало конфликта, а наоборот –помогло погасить ряд разногласий в обществе. Считаю, что это гораздо лучше, чем так называемый северокорейские результаты в 80 или 90 %.»