9 дней «каникул», с 28 февраля по 5 марта, объявленных нерабочими в связи с пандемией коронавируса, обернутся экономией для граждан примерно в 3 тыс. рублей, а для отраслей, наиболее зависящих от падения массового спроса, – потерями до 422,8 млрд. руб., подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Если карантин продлится до месяца, то сэкономить средний россиянин сможет порядка 10 тыс. рублей, а вот наиболее завязанные на спрос отрасли лишатся почти полутора триллионов.
Пустая неделя
Если принять за основу, что в течение 9 дней «коронавирусных каникул» человек соблюдает рекомендации властей и находится в самоизоляции, отказываясь от значительной части стандартных потребительских расходов (транспорт, отдых и досуг вне дома, покупка одежды и других непродовольственных товаров, посещение кафе, образование), в этом случае экономия для среднестатистического россиянина может составить 2,9 тыс. рублей.
Однако падение потребительского спроса оборачивается крупными убытками для бизнеса. Исходя из общей структуры трат населения, сокращение расходов россиян на карантине грозит наибольшими потерями транспортной отрасли – 134,1 млрд рублей за 9 дней, на втором месте – организаторы культурных мероприятий – 87,1 млрд рублей. Продавцы одежды и обуви лишаются выручки в 64,4 млрд рублей.
Если предположить, что россияне в течение 9 дней не будут покупать предметы домашнего обихода, бытовую технику и продукцию по уходу за домом, продавцы недосчитаются 41,1 млрд рублей. Гостиничный бизнес и общепит потеряют из-за карантина 30,7 млрд клиентских рублей, а платных образовательных услуг россияне недопотребят на 8,6 млрд. руб. Поставщики прочих товаров и услуг не смогут получить от населения 57 млрд рублей. Всего наиболее зависимые от массового спроса отрасли за неделю «каникул» могут потерять до 422 млрд рублей.
Что, если целый месяц?
В случае если карантин продлится месяц, средний россиянин сможет рассчитывать на экономию порядка 9,6 тыс. рублей. Транспортная отрасль потеряет при этом 446,9 млрд рублей, организаторы культурно-досуговых мероприятий – 290,2 млрд рублей, продавцы одежды– 214,6 млрд рублей, поставщики товаров для дома – 136,9 млрд рублей, отельеры и рестораторы – 102,2 млрд рублей, организации из сферы образования – 28,5 млрд рублей, поставщики прочих товаров и услуг – 190,1 млрд руб. В общей сложности организации в отраслях, наиболее зависимых от массового спроса, лишатся почти полутора триллионов – 1 409,5 млрд рублей.
«Мы не можем всерьез рассчитывать, что россияне откажутся на неделю от всех трат, кроме продовольственных. Обязательно будут «предприятия-нарушители», кроме того, онлайн-шопинг внесет ощутимую лепту в «карантинное потребление». Однако буква и дух указа, регламентирующего работу российских предприятий на этой неделе, предполагают, что россияне должны ограничить все контакты с внешним миром, а это значит – отказаться от большинства финансовых операций, не связанных с питанием. Коме того, достаточно неопределенным остается статус курьеров на российских улицах, как и вообще перемещения граждан в мегаполисах. Судя по всему, следует готовиться к затяжному карантину, и в этом случае поставщики услуг, которые не смогут полностью уйти в онлайн, окажутся в состоянии продолжительной «заморозки». Если не будет однозначно решен вопрос о статусе курьеров, со строгими предписаниями по соблюдению ими санитарно-эпидемических предосторожностей, то непродуктовый ритейл в ближайшее время ждет волна закрытий. Впрочем, тысячи малых и средних предприятий в России в любом случае не смогут пережить месячный карантин, так как у них отсутствует подушка безопасности на случай одновременно наступивших негативных событий», – считает Елена Трубникова, президент сети FinExpertiza.