Кинофестиваль близится к финалу, но уже точно можно сказать: он состоялся. 210 киносеансов проходят в 24 залах Москвы против 189 — в прошлом году.
Гламур подождет до лучших времен
Несмотря на ковидные катаклизмы и неудобства с этим связанные, зрители активно посещают сеансы. Это главное на фестивале, а вовсе не светские, гламурные мероприятия. Да, это, конечно, всегда было сладкой изюминкой на нашем торте. Модные наряды – только для красной дорожки открытия и закрытия, и вживую их могут наблюдать только теле- и фото корреспонденты небольшого количества СМИ. Президент ММК Никита Михалков подмечает, что застолья пока подождут до лучших времен. Что касается времени проведения, это спорное решение. Михалков считает, что апрель выгоден для нас, поскольку лето- время отпусков и активных киносъемок (режиссеры и актеры заняты). Да, произошло неприятное обстоятельство, заболел ковидом председатель жюри, известный режиссер Брийянте Мендоса. Он смотрит конкурсные ленты он-лайн.
В этом году мы вообще оказались «на коне»: Москва – единственный город, решившийся на проведение кинофестиваля.Канны пройдут летом или осенью. Ужасная московская погода в апреле, особенно в этом году, не способствует походу в кино… а впрочем, может, и наоборот. Зрители по-прежнему заполняют залы (по правилам — на 50%) на сильные киноленты. Некоторые сеансы люди практически игнорируют. Например, на конкурсную картину «Последняя милая Болгария» Алексея Федорченко билетов не возможно было достать даже журналистам. Думается, этот фильм – серьезный претендент на получение Главного приза ММКф Золотого Святого Георгия. Фильм снят по повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Здесь живут карнавал, фарс, театр кабуки вместе с детективом.
О море, море…
Удивительно поэтический, красивый фильм современного классика из Каталонии Агусти Вильяронга «Чрево моря», рассказывает о том, как человек во время катастрофы теряет все свои моральные качества. Это вольная экранизация романа конца 20 века «Море-океан» Алессандро Баррико. В июне 1816 года фрегат французского флота сел на миль у берегов Сенегала. Команда высадилась на шлюпки, а 147 пассажиров и несколько офицеров – на плот, который должны были буксировать лодки. А дальше команда на шлюпках принимает странное и страшное решение — перерезает веревку, и на люди на плоту оказываются брошенными в открытом океане. За этим следуют убийства за провиант, хитрость и кровожадность, людоедство, поедание экскрементов… За ужасами нечеловеческого поведения безучастно наблюдает главный виновник катастрофы — море. И сложно сказать, кто же основной персонаж в этом повествовании – человек или море? Этот фильм — поэтика и воспевание стихии, божественной и зовущей внутрь своих недр. Это философское размышление о том, что же такое, собственно – Человек: животное, готовое растоптать все вокруг ради выживания или нечто возвышенное?
О святости
В конкурсной программе есть и другие интересные работы. Некоторые кинематографисты по-прежнему размышляют о вечных ценностях, несмотря на современную новостную повестку, будь то здоровье, политика…
Новый фильм «Человек божий» снят сербско-американским режиссером и драматурга Еленой Попович, которая представляет на фестивале Грецию. История повествует об испытаниях почитаемого в Греции святого Нектария Эгинского. Это, по сути, житие святого, а на его пути всегда стоит, и будет стоять враг человеческого рода. Да и церковь – всегда политика. Нектарий изгнан из Александрийской иерархии из-за наветов конкурентов на патриарший престол. Святой будет всю жизнь мытарствовать, совершать добрые дела… А на смертном одре совершит чудо – поднимет на ноги безнадежно больного, лежащего рядом с ним в палате человека. Такие фильмы сложно критически оценивать с этической точки зрения. С художественной позиции у ленты есть некоторые недостатки. Например, как зрителю, мне хотелось бы узнать больше подробностей о святых поступках Нектария, объяснения надуманных причин изгнания из Египта…. Впрочем, у режиссера есть всегда свое видение истории.
На фестивале как всегда интересная внеконкурсная программа. В этом году она дополнена «Эйфорией изоляции» и «Локдауном», а также женским видением в программах «Женское кино Израиля» и «Кинематограф Китая. Женский взгляд». Веяние моды, простите. В программе «Молодые и красивые» выделяется иранская картина Дети солнца» Мажида Маджиди. На венецианском кинофестивале 2020 года этот фильм удостоился приза за лучший актерский дебют. Действительно, дети в этом фильме прекрасные: несмотря на тяжелые социальные условия жизни, бедность, необходимость самим зарабатывать на кусок хлеба и практически, беспризорность, они очень хотят учиться, а так же, как и все дети на свете любят приключения. Их глаза горят, они только в начале своего жизненного пути, который пока им неведом.
Пока есть еще время до завершения ММКф – сходите в кино, познакомьтесь с жанрово и стилистически разнообразным кино со всего мира. Мы будем ждать результаты зрительского голосования, и, конечно, решения жюри.
Автор: Виктория Кайтукова