Как сообщают международные новостные агентства, сразу после торжественной части открытия Олимпийских игр, планируется провести саммит России и Китая. Российскую сторону на саммите представят президент Владимир Путин и глава МИД России Сергей Лавров, а китайскую — генсек ЦК КНР Си Цзиньпин и министр иностранных дел Ван И. По словам главы российского дипломатического ведомства Сергея Лаврова, готовятся полноформатные переговоры на высшем уровне. Общение лидеров РФ и Китая будет строиться вокруг всего спектра отношений между двумя державами, включая и оценку текущей международной обстановки.
«Необходимо учитывать международный контекст предстоящей встречи на высшем уровне лидеров России и Китая,» — считает директор Института РУССТРАТ Елена Панина, ее слова цитирует ИА Регнум. — «За несколько дней до открытия Олимпиады, стало окончательно известно, что США, а также Великобритания, Австралия, Канада, Япония и несколько европейских стран объявили фактически дипломатический бойкот играм. Таким образом Соединённые Штаты, по их утверждению, выразили протест репрессиям Пекина против мусульманского меньшинства уйгуров в регионе Синьцзян. На самом деле все эти безосновательные утверждения не более, чем достаточно неумелая политическая демагогия, не имеющая никакого отношения к защите «демократии» и борьбе за «права человека». По словам представителя министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзяня, дипломатический бойкот США «из-за идеологических предубеждений и на основе лжи и слухов» грубо нарушает дух и традиции Олимпийского движения.
Думаю, следует учитывать, что растущее взаимопонимание между Пекином и Москвой вызывает откровенный страх в Вашингтоне и Брюсселе. Очевидно, что американские элиты планируют повторить реализованный в 70-е годы ХХ века сценарий, когда ослабленные поражением во Вьетнаме США практически вернули себе утраченные позиции, используя непростые отношения между двумя крупнейшими социалистическими странами.»
Однако исторический опыт, накопленный нашими народами, едва ли даст возможность повторить подобный расклад. Сотрудничество РФ и КНР не направлено против какой-либо третьей страны. Это геополитический выбор, в основе которого – тесное партнерство, межцивилизационный симбиоз, определяющий сегодня будущее Большой Евразии и всего мира.
Москва, подчеркивает Елена Панина, фактически предложила Пекину тот формат партнерства, который ранее, в 1990 – начале 2000-х, планировался с Западной Европой. Речь идет о долгосрочном энергетическом сотрудничестве, о взаимодействии в сфере укрепления обороноспособности и безопасности наших стран, о взаимной поддержке на международной арене. Сегодня этот сценарий успешно реализуется. Как отмечает директор РУССТРАТа, «сейчас у “Большой Евразии от Калининграда до Гонконга” гораздо больше шансов на успех, чем было у “Большой Европы от Дублина до Владивостока” даже в самые лучшие годы российского партнерства с Берлином и Парижем».
Больше того, наше движение навстречу друг другу идет во благо не только нашим странам. Российско-китайский симбиоз становится одним из ключевых факторов, обеспечивающих глобальную стабильность в эпоху смут и потрясений.
Россия и Китай уже сегодня достаточно сильны для того, чтобы защитить свой суверенитет в оборонной сфере, в сфере экономики, высоких технологий. Однако в нынешних условиях этого недостаточно. Важно обеспечить также гуманитарный суверенитет, право определять собственный образ будущего.