Продолжаются судебные разбирательства по уголовному делу в отношении экс-главы Пятигорска Льва Травнева.
Напомним, Лев Травнев был задержан и позднее арестован в апреле 2020 года после своего недолгого «камбэка» в кресло главы курортного города. Ему инкриминируют четыре эпизода превышения полномочий, объединенные в одно производство. Все они, так или иначе, связаны с незаконным предоставлением разрешений на строительство в природоохранных зонах. Объекты, которые привлекли внимание следователей — автозаправка, автосалон «Лада Центр», жилой дом (на месте теплиц), магазин и развлекательный центр.
В апреле разбирательство было перенесено в Ставрополь, а в мае суд под председательством Елены Подзолко перешел к допросу свидетелей. Всего в деле упоминается 4 эпизода.
24 мая на не явился ни один из пятерых приглашенных свидетелей:двое предупредили о невозможности посетить заседание, а остальные трое отсутствовали без предупреждения.
Государственный обвинитель поставил вопрос об оглашении их показаний, данных во время следствия, чтобы не затягивать судебное разбирательство.
Однако у стороны защиты есть к ним вопросы, так как показания свидетелей они считают неполными, либо к свидетелям есть вопросы.
«Я хотел бы дополнительно обратить внимание, что уголовно-процессуальным законодательством предполагается состязательность сторон, но если мы не будем допрашивать свидетелей в суде, то состязательность сторон будет нивелирована. Кроме того, отсутствие свидетелей на заседании лишает возможности и судью задавать им уточняющие вопросы, что тоже важно для справедливого решения», — заявил на заседании адвокат бывшего мэра Петрос Иерусалимский.
Судья, выслушав доводы сторон, поддержала защитников и настояла на повторном приглашении свидетелей в суд.
31 мая перед Ленинским районным судом предстали лишь двое свидетелей.
Первым из них был Илья Моисеенко, директор и учредитель ООО «Пятигорскгоргаз-Сервис». Именно он приобрел участок, где располагались полуразрушенные (как рассказал на прошлой неделе глава пятигорского «Горзеленстроя» Валерий Кардаш) теплицы цветочной оранжереи.
По словам Моисеенко, он приобрел участок у города за 200 тысяч рублей, намереваясь возвести там жилой дом. Однако его планам помешали неудобные границы участка и здания теплиц. Моисеенко обращался в администрацию Пятигорска за помощью в переносе границ надела, однако позднее оставил идею постройки дома и перепродал участок за 2 миллиона рублей. Свидетель также отметил, что зеленых насаждений на этой территории не было.
И гособвинение, и защита задали Моисеенко «дежурные» для данного процесса вопросы о состоянии лесистости, парков и зеленых насаждений курортного города.
«Столкнулся я однажды с лесистостью города, хотел спилить дерево. Перехотел», — загадочно ответил спикер. — «Город был чистый. Парки делались, дороги делались, инфраструктура развивалась, город был приятный. По сравнению с 2001 годом, когда я начал там жить, разница была большая.»
Вторым и последним на этой неделе свидетелем обвинения выступил Виктор Песоцкий. До сентября 2020 года он возглавлял управление общественной безопасности администрации Пятигорска (бывшее управление МЧС), теперь вышел на пенсию.
«При выдаче разрешений на строительство в те годы управление, которое я возглавлял, имело полномочия согласовывать акт выбора земельных участков и выдавать инженерное задание на проектирование инженерно-технических мероприятий и мероприятий гражданской обороны. В ходе следствия мне предъявляли документы, которые я подписывал, спрашивали насчет разных участков», — заявил свидетель.
На вопрос прокуратуры о том, проверяется ли нахождение согласуемого участка в природоохранной зоне, Песоцкий ответил, что это вне его компетенции.
«Этим занимается сейчас МЧС. Меня интересовали лишь потенциальные химические и природные опасности. Однако в наших документах нахождение в природоохранной зоне отражается. Без оценки, просто как факт», — уточнил он.
В ходе вопросов со стороны защиты Песоцкий упомянул, что на территории Пятигорска находились 13 химически опасных объектов. Расположены ли они во 2-й горно-санитарной зоне, свидетель пояснить не смог. В числе таких предприятий он перечислил фабрику «Холод», мясной и молочные комбинаты и станцию разгрузки хлора.
Еще один «дежурный» для большинства свидетелей вопрос — принуждал ли Лев Травнев во время совместной работы к нарушению закона?
«Никогда никакого давления по поводу разрешения на строительство не было за все годы работы со Львом Николаевичем. Если бы было нужно, я бы отказал», — обозначил Песоцкий.
Дать личностную характеристику бывшему мэру свидетель отказался, отметив, что их связывали сугубо рабочие отношения. Однако он отметил, что подведомственное ему управление при Травневе зажило на порядок лучше.
«Это был первый глава, который обратил внимание на системы оповещения. Он дал («выделил» — поправил его адвокат Травнева) деньги на сирены и мегафоны», — рассказал свидетель.
Когда Песоцкий покинул зал суда, защита обратилась с вопросом к самому Травневу.
«Свидетель сейчас сообщил, что в Пятигорске находятся 13 химически опасных объектов, однако на вопрос по зонам он ответить не смог. Скажите, действительно ли эти объекты находятся в Пятигорске и есть ли среди них расположенные во 2-й горно-санитарной зоне?» — спросил адвокат.
«Свидетель перечислил все большие «холодильники», которые по старинке заряжались аммиаком. А это потенциально опасное вещество. Первое, что вспоминается — это АО «Холод», оно находится в горно-санитарной зоне. Собственно, все холодильники, из которых торгуют рыбой, тоже находятся в ней. Это старые постройки, еще до моего вступления в должность. Мы постепенно переводили их от аммиака к фреону, это более безопасно. Но все зависело от возможностей конкретных предпринимателей, я знаю, что в Пятигорске до сих пор аммиачные холодильники есть,» — пояснил Травнев.
Суд постановил вызвать неявившихся свидетелей повторно. На данный момент из 78 свидетелей обвинения допросили 11 человек.