Новокузнецк многие годы входит в число самых загрязненных городов России. Он один из лидеров в рейтингах населенных пунктов с наименее благополучной экологической обстановкой. Местные жители нередко называют южную столицу Кузбасса городом-крематорием. Зимой там никого не удивишь черным снегом, а летом – удушливым смогом, обволакивающим жилые кварталы.
Заложники ПДК
Федеральная служба по мониторингу окружающей среды называла уровень загрязнения воздуха в Новокузнецке в 2016-2017 гг. очень высоким — в атмосфере в 6 раз были превышены предельно допустимые концентрации (ПДК) по фтору, в 4 раза по формальдегиду и почти в 3 раза по фенолу. А максимальная концентрация бензапирена зашкалила аж в 29 раз. (http://nk-tv.com/219121.html).
В 2018-2019 г. экологическая ситуация в городе только ухудшилась. В докладе «О состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2018 году» (http://kuzbasseco.ru/wp-content/uploads/2019/02/Doclad_2018), подготовленном Департаментом природных ресурсов и экологии региона, говорится, что уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе продолжает оцениваться как очень высокий.
Согласно этому документу, среднегодовая концентрация бензапирена, вызывающего онкологические заболевания, в 2018 г., увеличилась в 1,1 раза по сравнению с 2017 г. и составила 6,8 ПДК. В наиболее загрязненном Кузнецком районе города это значение и вовсе достигало 12,7 ПДК. Там же была отмечена максимальная среднемесячная концентрация – 30 ПДК. По сравнению с 2014 годом годовая концентрация этого канцерогена выросла на 19 %.
Слон обвиняет моську
В 2018 г. новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в следственные органы было направлено 6 материалов для привлечения к уголовной ответственности виновников загрязнения атмосферного воздуха. Самым громким ЧП стало массовое отравление рабочих металлургического комбината «ЕВРАЗ ЗСМК» в прошлом году.
Утром 21 сентября 2018 г. за медицинской помощью с ухудшением здоровья в травмпункт обратились 20 работников сталепрокатного производства АО «ЕВРАЗ ЗСМК» из которых 7 рабочих были доставлены в городскую клиническую больницу г. Новокузнецка, однако от дальнейшей госпитализации они отказались. Через несколько дней после происшествия по уточненным данным правоохранительных органов, за медпомощью обратились 44 человека, а спустя несколько месяцев после происшествия, количество пострадавших, обратившихся за медицинской помощью, резко увеличилось до 54 человек. Вскоре на сайтах регионального МЧС, городской администрации, а далее и в СМИ появились сообщения: причиной недомогания стал залповый выброс загрязняющих веществ, на расположенном по соседству предприятии по переработке смазочных материалов ООО «Роса-1». И хотя виновный был назван в первые же часы после происшествия, внимательное изучение этого случая позволяет найти в деле множество нестыковок и усомниться в объективности и беспристрастности проведенного расследования.
Производственные мощности ООО «Роса-1» представляют собой еще не запущенную в полный рабочий цикл линию по очистке отработанных автомобильных масел. На крохотной, по сравнению с громадной территорией комбината «ЕВРАЗ ЗСМК», площадке расположен небольшой ангар, в котором и находится установленное в недавнем времени современное оборудование. Эти одноэтажные конструкции теряются на фоне мрачной громады металлургического гиганта, чьи корпуса, построенные в середине прошлого века, увенчаны шпилями высоченных труб, извергающих разноцветный дым.
Предприятия компании ООО «Роса-1» – лидер переработки в стране, где отработанные автомобильные масла перерабатываются и поступают во вторичный оборот. Промышленная площадка ООО «Роса-1» г. Новокузнецка находится в санитарно-защитной зоне «ЕВРАЗ ЗСМК». Это значит, что санитарная зона АО «ЕВРАЗ ЗСМК» полностью поглощает санитарную зону ООО «Роса-1». Как нам стало известно, перед тем как осенью 2018 года запустить производство, были получены все необходимые разрешительные документы: лицензия, разрешения Санэпиднадзора, Росприроднадзора, подготовлен план экологического контроля. Ростехнадзор выдал официальное заключение о полном соответствии оборудования действующим нормам.
Со слов специалиста, знакомого с процессом переработки нефтепродуктов, следует, что при используемой запатентованной технологии залповые выбросы физически невозможны. Внутри системы создается не давление, а вакуум. В случае аварии, находящиеся в ней вещества, не могут покинуть пределов технологической цепочки и тем более в виде залпового выброса.
Стоит отметить, что компания «РОСА-1» еще в 2011 году упоминалась высшим руководством страны, как специализированное предприятие в данной отрасли. Цитата: «….Процесс утилизации (регенерации) должен осуществляться производителями смазочных материалов (в обязательном порядке) и специализированными предприятиями типа ООО «РОСА-1» (г. Рязань)….». (http://kremlin.ru/acts/assignments/execution/15132)
МЧС не пострадало
Со слов очевидцев происшествия, утром 21 сентября 2018 года на территорию ООО «Роса-1» приехали десятки сотрудников различных контрольных органов вплоть до Росгвардии, Медицины катастроф, Следственного комитета и прокурора города. Им поступило указание срочно локализовать «экологическую катастрофу». Однако, попав на место, ни одна из вызванных кем-то служб не смогла обнаружить каких-либо следов заражения. В замерах, автомобилем-лабораторией, также не нашли никаких отклонений.
От производственных помещений ООО «Роса-1» до сталепрокатного цеха, где отравились рабочие «ЕВРАЗа», по прямой минимум 500 метров. Ветер в то утро дул с той стороны в направлении ООО «Роса-1». По этому поводу специально получена справка Гидрометцентра, в которой отражены скорость и направление ветра. Работники сталепрокатного цеха «ЕВРАЗа» находились в закрытом помещении. А когда почувствовали неладное, их эвакуировали в бомбоубежище. При этом сотрудники ООО «Роса-1», находившиеся в тот момент на производстве, не получили даже малейшего отравления. Стоит отметить, что никто из множества сотрудников различных ведомств и организаций, работавших много часов на месте предполагаемого выброса опасного вещества, не почувствовал ухудшения самочувствия. К экипажу прибывшего автомобиля медицины катастроф не обратился ни один человек.
Чем отравились рабочие?
Возможно, руководству комбината, являющегося одним из крупнейших загрязнителей воздуха в регионе, не нравится соседство с производством, контролирующим выбросы в атмосферу от своего оборудования, однако «РОСА-1» имеет официальное разрешение в случае полной загрузки ежегодно выбрасывать в воздух не более 12 тонн вредных веществ, а «ЕВРАЗ ЗСМК» в настоящее время отправляет в атмосферу ориентировочно 220 тысяч тонн в год отравляющих веществ. В результате проведенного по указанию главы Новокузнецка технического и экологического аудита было сделано заключение – установка ООО «РОСА-1» не имеет никакого отношения к загрязнению воздуха».
В материалах судебного процесса указано, что на момент ЧП в сталепрокатном цехе, сотрудники которого обратились с жалобами, отсутствовала вытяжная вентиляция. Замначальника этого цеха рассказал, что для очистки воздуха помещение «просто проветривалось» через открытые ворота, что зафиксировано в решении суда. Этот факт нельзя не учесть, так как наличие принудительной циркуляции воздуха крайне необходима в любом производственном помещении предприятий тяжелой промышленности и не только.
Вскоре после ЧП представителям ООО «РОСА-1» был выдан судебный акт об административном правонарушении, составленный на основании выводов Росприроднадзора. А уже в декабре 2018 г. сам же Росприроднадзор счел замеры, на основании которых этот акт был составлен, ошибочными, и свое решение отменил. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами апелляционную жалобу на обвинительное судебное решение рассматривает председатель Верховного суда РФ.
Назначены виновными
Тем временем новокузнецкое отделение Следственного комитета РФ, возбудившее уголовное дело по 2 части 251 статьи УК РФ (Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, или иное изменение природных свойств воздуха, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека), судя по всему, уже назначило виновных.
«Органы, проводившие предварительное расследование, сразу взяли за основную и единственную версию вину троих руководителей «Росы-1»: Ивана Бабенко, Натальи Столбовой и Виктора Сальникова», — объясняет адвокат Петрос Иерусалимский. — «Основанием для этого стали результаты той самой проверки Росприроднадзора, а также решения суда по административному делу, признавшего ООО «Роса-1» виновным в выбросе».
По словам адвоката, в СК была создана целая следственная группа, руководитель которой подполковник юстиции Татьяна Паксеева сразу предложила всем троим признать вину. В этом случае она готова была договариваться о назначении судебного штрафа. Когда предполагаемые виновные отказались от «заманчивой» перспективы взять на себя чужое преступление, следователь Паксеева стала совершать поступки, которые, по мнению адвоката, можно назвать «давлением» на подследственных. Так, в назначенный день допроса директора ООО «Роса-1» Ивана Бабенко, следователь сообщила, что переквалифицировала статью обвинения на более тяжкую: 246 (Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ), которая грозит, в случае обвинительного приговора, лишением свободы на срок до 5 лет. Также Паксеева сознательно игнорировала ходатайства адвоката, просившего время на подготовку аргументов защиты и сбор необходимых для этого технических документов. Когда Бабенко физически не смог прилететь из Москвы в неожиданно назначенную следователем на воскресенье встречу в Новокузнецк, следователь отправила его под конвоем в районный суд, где потребовала заключить гендиректора под стражу.
По мнению адвоката Петроса Иерусалимского постановление следователя о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Ивана Бабенко — это совершенно необоснованное решение, утвержденное руководителем следственного отделения СК по г. Новокузнецку, должно было психологически подавить моего подзащитного и сломать у него волю к сопротивлению. При этом, даже помощник прокурора на судебном заседании не поддержал это нелепое требование, так как не имеется оснований для избрания меры пресечения в виде стражи. А суд, объективно разобравшись в ситуации, в удовлетворении ходатайства заместителя руководителя следственного отделения СК по Новокузнецку Паксеевой – отказал.
По мнению адвоката, следствие не пытается установить все обстоятельства произошедшего, найти и наказать реальных преступников.
“Следователь отказывает нам в допросах свидетелей со стороны защиты. Умышленно назначает следственные действия в выходные дни, всячески дает понять, что не собирается вникать в ситуацию по существу дела, и старается побыстрее направить это дело с обвинительным заключением в суд. Такое расследование уголовного дела мы не можем считать объективным и беспристрастным”, – сообщил адвокат.
Илья Волжский
Читайте нас в Яндекс.Новостях