Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган во вчерашнем интервью британскому телеканалу ВВС сказал: «Я и сегодня выступаю против Асада. Однако совместные шаги, предпринимаемые Турцией, Россией и Ираном способствуют миру в Сирии. Именно этому и служат действия Анкары».
Понимать это можно по-разному. Кому он это сказал? Британскому ведущему телеканалу, а Британия является союзником Турции по НАТО и верным партнёром США, которые настаивают на отстранении Асада от власти. С другой стороны, он упомянул Россию и Иран, действия которых на Западе не считают способствующими миру в Сирии. В тех же британских СМИ операцию ВКС РФ в Сирии называли «интервенцией». Эрдоган этой фразой попытался угодить всем.
Когда же он говорил о действиях Анкары, то имел в виду операцию «Оливковая ветвь», в ходе которой турецкая армия установила контроль над обширной областью провинции Идлиб, которую ранее занимали курдские отряды. Сейчас турецкая армия закрепилась на одиннадцати блокпостах на границе зоны, контролируемой САА.
Напомним, что вторжение вооружённых сил Турции на территорию Сирийской Арабской Республики не является законным. Неудивительно, что Анкара пытается придать вид законности своему присутствию на захваченных территориях, изображая демократический процесс формирования местных органов самоуправления.
Турецкие инструкторы обучают местную полицию и вооружённые силы — «Национальную армию Сирии». Их основой являются местные оппозиционные Асаду группировки: «Бригада Султана Мухаммеда», «Лива Самарканд», «Ахрар аш-Шам», 9-я бригада ССА, «Лива аш-Шамаль» и «Джабхат аш-Шамия». Всего в создании трёх армейских бригад с единой структурой и командованием участвовало до 30 отрядов. Всего в трёх бригадах числится 22 тысячи бойцов, что для Сирии является серьёзной силой. Командование их сплошь состоит из протурецких сирийских туркмен или туркоманов, которые на севере Сирии конкурировали с курдами.
Но самое тревожное состоит в другом. Сирийская армия последние полгода предпочитала тактику окружения боевиков в котлах с принуждением их к прекращению сопротивления. Затем боевикам разрешалось эти котлы покинуть. Около десяти тысяч из них отправились как раз в контролируемый Турцией район Идлиба. Возможно, половину этих боевиков составляют арабы, приехавшие в Сирии воевать ради денег. После проверок турецких спецслужб они пополняют ряды «Национальной армии Сирии».
Турки повторяют ту же ошибку, которую допустили американцы. У всех этих разношёрстных группировок по сути нет общего интереса. Их можно одеть в одинаковую форму, но всё равно из них не получится нормальной армии. Против курдов она ещё сгодится, а вот против САА при поддержке ВКС РФ они не смогут выстоять.
Когда они выйдут из-под контроля, сказать сложно. Сейчас правительственные войска САР занимаются зачисткой берегов Евфрата, а в перспективе должны выйти к границе с Ираком. Дело это не быстрое, поскольку на восточном берегу реки прочно обосновались курдские отряды и экспедиционные силы США, Франции и Великобритании. Вслед за этим регионом наступит очередь Идлиба.
И вот тут возникнет вопрос о позиции Турции. Если действовать по закону, то Анкара должна вернуть весь занятый район под контроль Дамаска. Однако для чего нужно было тут собирать целую армию? У Сирии, конечно, не хватит военных сил, чтобы противостоять туркам, а потому Дамаск, скорее всего, ограничится лишь дипломатическими заявлениями. Москва также не станет напрямую воевать с членом НАТО, но в её арсенале есть уже проверенное средство – санкции. Тогда снова можно будет вспомнить о пресловутых помидорах, а заодно и о туристах, которые дают стране солидный доход.
Читайте нас в Яндекс.Новостях
Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.