Накануне, в срочном порядке, в Москву прилетела канцлер Германии Ангела Меркель. Ее неожиданный визит, без сомнений, связан с эскалацией ситуации на Ближнем Востоке и кардинально отличающимися позициями Берлина, да и ЕС в целом, от США.
Очевидно, что поездка носит весьма срочный характер. Первыми о готовящимся визите сообщили в Москве. В официальном анонсе от 6 января рассказали, что планируется обсуждение ближневосточного кризиса. В первую очередь, убийство иранского генерала КСИР Касема Сулеймани.
Однако уже через пару дней Германия попыталась сместить акценты, заявив, что причина визита канцлера лежит далеко за пределами обсуждения темы американо-иранских отношений. Сам визит готовился ещё в прошлом году, а обсуждаться будут самые разнообразные темы – Украина, Африка и так далее.
Это утверждение подтвердил и пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, сказав, что убийство Сулеймани лишь придало новый виток напряженности в итак обострившихся отношениях Тегерана и Вашингтона. Впрочем, факт того, что поездка была запланирована аккурат во время одного из самых больших католических праздников – Рождества, говорит о срочности визита Меркель. Несколько смазанная риторика германских представителей, в свою очередь, намекает на деликатность грядущего диалога лидеров двух стран.
Нет сомнений, что предельная эскалация ситуации вокруг Ирана стала основной причиной столь срочного вояжа немки. И здесь нет никакого секрета. Давно известно, что ближневосточная тема – краеугольный камень в разногласиях Европы и США. Иран – один из ключевых партнеров европейских стран, в том числе и ФРГ. Находясь под американскими санкциями, Тегеран фактически оказался в изоляции и от Европы. Именно поэтому ЕС выступает за скорейшее восстановление дипломатического диалога и урегулирования конфликта.
После ядерной сделки в 2015 году, Иран стал лакомым кусочком для сильнейших экономик Европы. Однако Штаты с 2017 года всячески мешают ирано-европейскому взаимодействию, накладывая огромное количество ограничений. При этом ЕС не отваживается на прямое противостояние решениям Белого Дома, пытаясь находить обходные пути.
Такая стратегия вполне разумна, ведь позиции США на Ближнем Востоке значительно ослабели в последнее время, а, следовательно, и возможности Вашингтона диктовать свои условия, в том числе и партнерам по НАТО.
Впрочем, недавние события показали несостоятельность этой тактики. Да, Германия и другие европейские страны обладают немалым экономическим и дипломатическим набором инструментов, однако, когда в дело вступают военные, Европа вынуждена пасовать перед американским гигантом, принимая любые его условия. Бегущие из Ирака европейские миротворцы лишь подтверждают этот тезис.
Трамп решил действовать на Ближнем Востоке с позиции силы, наступив на больное и слабое место Европы. Поэтому Меркель, как один из лидеров континента, ищет поддержки в этом сегменте. Понятно, что в мире не так много стран, способных потягаться с американцами в военной сфере. Россия, без сомнений, одна из них. Кроме того, Владимир Путин за последний год значительно укрепил позиции нашей страны в ближневосточном регионе.
Россия, как и Европа, совершенно не заинтересована в наращивании напряжённости на Ближнем Востоке и пролонгации конфликта в отличие от США. Именно в этом месте прослеживается очевидная необходимость консолидации усилий между РФ и ЕС. И здесь же раскрывается истинная причина столь срочного визита Ангелы Меркель.
Юрий Макаренко