В преддверии зимы Соединенное королевство столкнулось не только с дефицитом бензина, высокими ценами на газ и кое-где опустевшими полками в магазинах. По экспертным оценкам, в стране наметился системный кризис, усугубленный попустительской политикой правительства.
С энергетикой все, положим, понятно. Процедура Брексита была неизбежно сопряжена с ростом цен на электроэнергию. Погоня за «зелеными» видами топлива тоже внесла свою лепту. Сгоряча переключившись на использование ветряков, власти совершенно не подумали, что ветер сегодня дует, а завтра нет.
Как результат, производство энергии на ветряных электростанциях сократилось на 45%. Компенсировать нехватку за счет атомных станций тоже оказалось проблематично – многие из них устарели.
Если говорить о газе, то здесь власти повели себя вообще абсурдно. Вместо того чтобы накапливать топливо в хранилищах, они закрыли крупнейшее из них – хранилище Раф. Хотя специалисты их от этого и предостерегали.
Рост цен на энергоносители предсказуемо сказался на животноводстве, где используется производимый в промышленных масштабах СО2. С его помощью усыпляют скотину, а также производят упаковку мяса. Производителям придется массово забивать скот, отсюда сокращение переработки и дефицит. Но даже если бы его не было, то нарисовались проблемы с логистикой.
В стране банально не хватает рабочей силы, например, водителей. Некому доставлять продукты в магазины, отсюда и новости о пустующих полках. Чтобы привлекать работников, компаниям придется предлагать более высокие зарплаты, закладывая издержки в конечную стоимость продукции. Поэтому неизбежен и рост цен, для некоторых категорий граждан весьма ощутимый.
Вот так, цепляя одно за другое, Великобритания уходит в глубокий кризис, а властям остается только разводить руками. Всё, что можно было сделать, чтобы исправить ситуацию, надо было делать гораздо раньше.
Андрей Шаповалов