Заявление главы МИД России Сергея Лаврова о том, что Россия может разорвать отношения с ЕС, наделало много шума в экспертных кругах. Появилось много различных статей о том, насколько реален такой сценарий развития событий на самом деле. Мне же хотелось бы поразмыслить над тем, как такая ситуация в принципе стала возможной, почему такие заявления появляются именно сейчас и есть ли возможность исправить нынешнее положение вещей.
Совершенно очевидно, что ухудшение отношений России и ЕС началось не сегодня и даже не вчера, этот процесс идет с 2014 года. Именно этот год стал поворотным во многих процессах в мировой политике. Так стоит отметить, что противостояние России и ЕС было всегда, также как и противостояние России и США, но открытая конфронтация, которая и привела к нынешней ситуации, появилась именно в 2014 году, когда ЕС начал накладывать санкции на Россию по политическим мотивам. В то время такое развитие событий вызывало шок и панические атаки у либеральных аналитиков и не только.
Но прошло время, которое показало, международные санкции, в том числе и санкции со стороны ЕС не убили Россию, а сделали ее сильнее. И в результате сейчас Россия находится на подъеме. Очевидно, что с каждым новым вызовом Россия поднимается все выше и выше, добивается неожиданных результатов и укрепляет свое положение на международной арене. Но все победы России, будь то Олимпиада в Сочи или чемпионат мира по футболу, борьба с террористами в Сирии или развитие социальной сферы в России, будь то строительство Крымского моста или создание вакцины от коронавируса, все эти победы сопровождались новыми и новыми санкциями со стороны ЕС.
А что же происходило в самом ЕС в это время, в период с 2014 года по настоящее время? Тут ответ однозначный — ЕС терял независимость и разваливался изнутри, то есть копил проблемы во внешней и внутренней политике. Да, вводя в 2014 году под давлением США санкции по политическим мотивам против России, ЕС расписался в своей несамостоятельности во внешнеполитических вопросах. Собственно, это и стало началом конца данного союза.
Вот с такой расстановкой сил мы подошли к 2021 году: сильная и самостоятельная Россия и ослабленный и зависимый ЕС.
Но ЕС не сделал выводов и не провел оценку нынешней ситуации на международной политической арене. Евросоюз, находясь явно в более слабом положении чем России, продолжает пытаться диктовать ей свою волю, указывать, как жить, пытаться переделать Россию какими-то неправомерными путями. В частности, речь о призывах освободить из тюрьмы уголовника Навального и угрозы наложить санкции на Россию из-за его дела.
Как это понимать? Это уже вмешательство в дела России не просто на политическом уровне. Это вмешательство в работу судебной системы в стране. На мой взгляд, абсолютно не допустимо, чтобы ЕС решал, кто в России будет сидеть в тюрьме, а кто нет. У нас для этого есть суд и закон. Именно такая наглость и неадекватность ЕС, вызванная неправильной оценкой ситуации, и привела заставила Лаврова заявить о возможности разрыва отношений с ЕС.
Можно ли изменить сложившееся положение вещей? Конечно же, это возможно, Россия, на мой взгляд, демонстрирует готовность к диалогу и обсуждению сложных вопросов. Но только ЕС стоит осознать, что с Россией нельзя вести диалог с позиции силы, с позиции учителя жизни. Как показывает практика, Россия и сама может многому научить. Так что исправление нынешней ситуации зависит только от политиков ЕС. Может быть, для начала им стоит побороться за собственную независимость от США в вопросах проведения своей внешней политики?