При защите с воздуха Россия использует оборонительную тактику по преграждению доступа и блокировке зон, так называемая А2/AD по классификации НАТО. Прежде всего, эта оборонительная схема противоракетной и противовоздушной обороны ВС РФ строится на базе полков и батальонов ЗРК С-400 «Триумф».
Однако насколько оправдана такая модель по защите рубежей Родины, если основной удар будет нанесен по самим зенитно-ракетным комплексам с целью их полного уничтожения. Что могут противопоставить российские силы ПРО при массированном ракетном ударе потенциального противника по позициям самих С-400?
Что бы выйти из-под удара крылатых ракет или боевых дронов противника системы С-400 должны уметь сбивать любые летательные аппараты, включая вражеские самолеты-ракетоносители, на дальних подступах. То есть ракетоносцы должны быть уничтожены еще до момента пуска ракет, нацеленных на позиции «Триумфов». В принципе, радиус действия ЗРК, оснащенных новейшими ракетами 40Н6, – 400 километров, чего вполне достаточно для выполнения выше обозначенной задачи. И даже более того: такая дальность точного пуска снарядов делает шанс уничтожения российских средств ПРОПВО практически нулевым.
Однако проблема здесь в следующем: чтобы прицельно стрелять на такие дальние дистанции, любые комплексы должны уметь видеть поверх радиогоризонта, эффект которого появляется из-за сферической кривизны Земли. Есть два решения по преодолению подобного радиоэффекта. Первый из них предполагает использование систем загоризонтной радиолокации и ракет с самонаводящимися головками. Второй – это, так называемая, тактика «коллективной самообороны» или система СЕС («cooperative engagement capability») в натовской классификации.
Первый метод технически не очень хорош: радары загоризонтной радиолокации работают на низких частотах и точные координаты могут выдавать только для целей в радиусе менее трех километров. Но этого недостаточно, чтобы сами С-400 были вне удара с самолетов-ракетоносцев. Потенциальный выход из этой ситуации есть при использовании «Триумфами» ракет с самонаводящимися головками, радиус поражения которых 30 километров. Суммарных 33 километров дистанции уже достаточно, чтобы обезопасить позиции российских ЗРК, однако на современном этапе, надежность электроники самонаводящегося оружия еще не гарантируется на 100%.
Поэтому в С-400 и в последующих комплексах С-500 «Прометей», судя по всему, реализована именно система «коллективной самообороны» СЕС. В рамах этой тактики точные координаты воздушных мишеней на удаленных расстояниях передаются операторам-наводчикам или сразу в электронные мозги ЗРК с самолетов дальней радиолокации. Таких самолетов типа А-50М в ВКС РФ летает полсотни бортов. И координаты любых летательных объектов в радиусе 800 километров они выдают стопроцентно точные.
Помимо глобальной стратегии вышеупомянутой «коллективной самообороны» нельзя недооценивать и мощь самих зенитно-ракетных комплексов ВПК РФ. Без перезарядки один комплекс С-400 может удерживать на прицеле единовременно от 16 до 64 воздушных мишеней в зависимости от того, какими именно снарядами ЗРК был заряжен изначально. При этом следует помнить, что и «Триумфы», и «Прометеи» умеют отличать реальные цели от «маскировочных целей-пустышек», соответственно, они не будут тратить на такие отвлекающие объекты своей высокоточный арсенал.
Более того батальоны или полки «Триумфов» никогда не размещаются самостоятельно, т.е. без мощного прикрытия другими средствами ПВО. Всегда позиции С-400 надежно защищены перекрестным огнем зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-1С», которые при реальной угрозе будут сбивать все приближающие объекты, включая и маскировочные цели на всякий случай.
Сами по себе ЗРПК не очень точные, но работая в тандеме, «Панцири» используют координаты с более мощных радаров систем С-400, что делает их реальными убийцами любых воздушных мишеней. Вдобавок сейчас для этих комплексов создают более компактные заряды, что позволить им делать больше выстрелов без перезарядки, превращая «Панцири» в непробиваемый противоракетный и противовоздушный щит для позиций ПРО РФ в случае массированного ракетного удара по ним.
Помимо этого зачастую оборону С-400 усиливают еще и ракетными комплексами «ТОР». Подобный зенитно-ракетный кластер: С-400 + «Панцирь-С1» + «Тор» делает позиции российских ПРО практически неуязвимыми с воздуха. В Калининградской области Минобороны России использует именно эту схему противовоздушной обороны самых западных рубежей державы.
Понятно, что если наносить множественные массированные бомбово-ракетные удары, то вывести из строя можно любую технику или оружие. Однако надо учитывать, что для уничтожения батальона или полка С-400, прикрытых «Панцирями» и «Торами», реально необходим единовременный удар по ним очень большим количеством самолетов, ракет и дронов. При этом вражеские потери будут тоже весьма существенными, возможно, катастрофически обескураживающими.
«Триумфы» и последующие «Прометеи» — реальная база для российской тактики по преграждению доступа и блокировке зон А2/AD, в рамках которой система «коллективной самообороны» российских сил ПРО и ПВО доведена практически до совершенства.
А.М. Василевский
Читайте нас в Яндекс.Новостях