Алексей Кобилев, доктор экономических наук, профессор, депутат Государственной Думы, член фракции «Единая Россия», член комитета Госдумы по контролю и Регламенту:
Сегодня мы очень много говорим о необходимости реализации национальных проектов, о конкретной работе по выполнению поручений Президента. По сути это вопрос реального решения проблем связанных с коренным улучшением качества жизни российских граждан практически по всем направлениям экономики и социальной сферы. То есть, это образование, медицина, ЖКХ, система социального обеспечения семьи, дорожное строительство… И работу по этим важнейшим направлениям ни в коем случае нельзя откладывать. Сроки обозначены довольно жёсткие. 2020 год – это, как модно сегодня говорить, дедлайн. Времени на раскачку не отпущено!
Я часто встречаюсь с работниками муниципалитетов самого разного уровня. Курирую реализацию различных проектов, связанных с социальной инфраструктурой. Коллеги говорят: «Алексей Геннадьевич, мы понимаем всю важность поставленных задач. Но вы, же знаете – муниципального бюджета едва хватает на самые насущные нужды. Где взять деньги на развитие?». Да, понимаю, ответить на этот вопрос сложно… И всё же решение проблемы, привлечения инвестиций существует. На мой взгляд, создание муниципально-частного партнёрства во многом может помочь бюджетированию необходимых проектов. МЧП – это эффективный инструмент взаимовыгодного сотрудничества граждан, бизнеса и местных администраций.
Давайте проведём небольшой ликбез по этой теме. Совсем недавно российский парламент внёс изменения в федеральный Закон «О муниципально-частном партнёрстве». Эти поправки позволяют значительно оптимизировать работу в этом направлении. Механизм МЧП позволяет бизнесу и муниципальной власти объединить усилия, как для создания новых объектов социальной инфраструктуры, так и для реконструкции уже существующих. Схема взаимодействия очень простая и понятная. Муниципальное образование получает от частного партнера финансовые ресурсы, предоставляя, например, объект, подлежащий реконструкции или же помещение, здание, имущественный комплекс, землю и так далее. Условие сотрудничества, естественно, предполагают взаимную выгоду и оговариваются договоре. Это может быть школа, больница, новая дорога, производство, объект туристической сферы. Вы спросите, в чём здесь выгода для бизнеса? По-моему это очевидно — частный партнёр получает возможность заработать, предоставляя услуги населению, а муниципальное образование решает вопрос недостатка финансовых средств, необходимых для создания и поддержания нового качества жизни населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
Понимаю, что возникает вопрос – раз всё так легко и просто, почему до сих пор механизм МЧП до сих пор довольно мало востребован? На мой взгляд, здесь существует несколько причин.
Во-первых, хотя соответствующий федеральный закон был принят пять лет назад, а уточнения к нему в прошлом году, пока ещё мало кто из муниципальных структур понимает, как на практике применять этот инструмент.
Во-вторых, и это, наверное, самое главное. Механизм создания и работы МЧП в своей законодательной, правой основе пока ещё оставляет много вопросов. На мой взгляд, необходима полная «перезагрузка» ситуации, стыковка законодательства в части противоречий норм закона о ГЧП и «антикоррупционного» законодательства, создание «центров МЧП» на местах — организационных структур по инициированию и управлению проектами. Сегодня мы с коллегами работаем над этими проблемами. Уверен, что в ближайшее время нам удастся переломить ситуацию. Институт МЧП может и должен выступить институтом социальным, направленным на единение и совместную активную работу населения и местной власти, нацеленную на решение вопросов местного значения и, как следствие, повышение качества жизни людей.