Мировой Океан – это колыбель жизни

09.06.2020 17:33 0

Вот уже 12 лет человечество отмечает 8 июня – Всемирный День Океанов (World Ocean`s Day). Депутат Государственной Думы Владимир Синяговский поздравил моряков, ученых, жителей приморских городов и всех кто имеет отношение к этому празднику. В его поздравлении говорится:

«Начиная с 2008 года по решению Ассамблеи ООН Всемирный День Океанов отмечается всем мировым сообществом.

Давайте вспомним, что 70% территории нашей планеты покрыты водой. Мировой океан – колыбель жизни, он залог развития и дальнейшего существования человеческой цивилизации, его пространства — арена мировой торговли. Роль Мирового океана в регулировании климата является системообразующей, его воды — один из главных поглотителей углекислого газа. Океаны — неотъемлемая часть процесса устойчивого развития и важный объект научных исследований.

Россия морская держава. Наша страна играет ведущую роль в изучении и эксплуатации ресурсов Мирового Океана. Мы всегда поддерживали и развивали международное сотрудничество и совместные научные разработки на этом важнейшем для всего человечества направлении. В настоящее время научно-исследовательский флот Института океанологии насчитывает 6 судов, которые базируются в Калининграде, и столько же во Владивостоке.

Всемирный день Океана – это праздник для каждого из нас. От всей души поздравляю всех моряков, учёных, жителей приморских городов, всех кто имеет отношение к морю. Не будем забывать, что вся наша планета – это Океан! И от того как мы будем относится к этому богатству во многом зависит будущее мировой цивилизации!«.

Специалист по океанографии, Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова в своей статье отмечает, что процессы, протекающие в глубинах Мирового океана, определяют существование экосистемы всей планеты Земля. И вот, что она пишет специально для агентства «Госновости».

Океаны — это лёгкие планеты, обеспечивающие большую часть кислорода, необходимого для дыхания человека. Они формируют климат на Земле, поглощают более 30% производимого углекислого газа, что сглаживает последствия глобального потепления. До 90% вулканической деятельности происходит под водами океанов, которые существовали на планете ещё за 3 миллиарда лет до появления человека.

Основными проблемами экологии океанов сегодня являются: рост интенсивности судоходства, загрязнение отходами цивилизации, особенно пластиком, перелов рыбы. Это приводит к окислению и повышению температуры воды, подводному шуму, таянию льдов Арктики и Антарктики.

Наша цель – привлечь внимание всех стран к состоянию экологии Океана, его самочувствию и потенциалу.

Лоцманские службы в глобальной миссии по защите экологии моря

В этот день хочется сказать о древней и уникальной профессии лоцмана, вспомнить имена известных в мире лоцманов, с участием которых открывались и наносились на карты материки, континенты, острова, моря и проливы, под проводкой которых корабли проходили сложные и опасные воды, заходили в гавани. Среди них: Мартин Винсенте, Бартоломей Руис, Муаллим Ахмад ибн Маджид, российский император Пётр Первый, американский писатель Марк Твен и удивительный серый дельфин Пелорус Джек, около четверти века (в 1888-1912 гг.), сопровождавший суда, пересекавшие пролив Кука между Южным и Северным островами Новой Зеландии. Лоцманы традиционно входили в морскую элиту и часто находились на службе при королевских дворах монархов.

Возвращаясь в наши дни, следует отметить, что из всех аварий морских судов в мировом океане 90% происходит в прибрежной зоне, большая часть из них в проливах и узкостях, а 70% из них в портах и на подходах к ним. Учитывая рост интенсивности судоходства, следует особо отметить роль лоцманских служб в сохранении экологии моря. Работа лоцманов относится к сфере публичных интересов государств в части обеспечения безопасности мореплавания в национальных акваториях и сохранения водной среды жизнеобеспечения человечества. В своих оценках и действиях лоцманы должны быть независимы от влияния коммерческих интересов частных лиц — судовладельцев, грузовладельцев, владельцев терминалов. Именно благодаря эффективной организации и развитию своих лоцманских служб прибрежные страны участвуют в глобальной миссии по предотвращению аварий, разливов и загрязнений на море. В основе лежит принцип универсального обслуживания — безопасная и эффективная лоцманская проводка в равной степени без какой-либо дискриминации для всех пользователей портов. На данном направлении важна консолидация усилий, контроль и ответственная позиция всего мирового сообщества в части недопущении элементов коммерциализации лоцманских служб и рыночной конкуренции среди них. «Конечным выгодополучателем лоцманской услуги является государство и его народ», — такова позиция Европейской и Международной ассоциации лоцманов (EMPA и IMPA).

В международно-правовом поле лоцманская деятельность сегодня осуществляется в рамках целого ряда конвенций ООН, резолюций ИМО, позиции Европейской и Международной ассоциации лоцманов. Среди основных таких документов – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., часть XII которой посвящена защите морской среды (ст.192, 235,218 и 219), резолюция ИМО А.159 (ES.IV), рекомендующая государствам–членам ИМО организовать у себя систему лоцманского обслуживания наиболее эффективным способом, резолюция ИМО А.960, регламентирующая подготовку, квалификацию и порядок работы морских лоцманов, а также резолюция ИМО А 1081, которая содержит рекомендации по работе лоцманов открытого моря на Балтике.

В будущем на первый план выйдет морская кибербезопасность

Сейчас мы наблюдаем стремительное развитие технологий во всех сферах нашей жизни и в 2020-м году темой этого Дня: «Инновации для устойчивого океана». Потребность в новых технологических решениях для восстановления экологии очевидна. Однако, каким будет океан будущего напрямую зависит от того, как будет развиваться судоходство – вопрос, который волнует футурологов и экспертов ещё с начала 80-х годов прошлого века. Каково будет соотношение обычных и автономных судов? Есть те, кто хочет сократить экипаж в пользу автоматизации судов и берегового управления, пожертвовать романтикой моря обосновывая свою позицию чисто бизнес-интересом — экономией до 50% на эксплуатационных расходах судна. Но подавляющая часть морского сообщества считает, что автономное судоходство безусловно будет развиваться, но затронет только лишь некоторые ниши. В частности, это могут быть небольшие поисковые и функциональные суда хозяйственного назначения, портофлот, и военная сфера. В данном случае на первый план выходит морская кибербезопасность. Многое будет зависеть от развития данного сегмента. В любом случае приоритет останется за безопасностью мореплавания и экологией, никто не станет рисковать большим танкером без экипажа на борту гружёным нефтепродуктами, который месяцы находится в море и оборудование которого элементарно может потребовать оперативного ремонта. Думаю, что в вопросе с переходом на автономное судоходство будет пропорция в пользу экологии и человека.

Право на благоприятную окружающую среду — акцент глобальной повестки

Сегодня в России активно обсуждается тема внесения изменений в Конституцию. В связи с этим хочу обратить внимание на статью 42 Конституции, в которой говорится о праве гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на благоприятную окружающую среду является фундаментальным правом современного человека в условиях глобального экологического кризиса и трансформации цивилизационного сознания в направлении экологического партнёрства человечества и планеты. Это право гражданина подразумевает гарантию обеспечения государством основы его жизнедеятельности — нормальных экологических, экономических и эстетических условий жизни своих граждан. В условиях 2020 — 2021 гг. и перспективу конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду приобретает особый смысл как основная обязанность государства по отношению к своим гражданам. Это акцент глобальной повестки, актуальный не только для России, но и для многих стран.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Британия сделала глупейшее заявление по Крыму Германия и Британия попались на поставках химоружия сирийским террористам Валерий Газзаев: «Рак – это не приговор! Болезнь можно победить!» Парубий объяснил украинцам необходимость повышения цены на газ Joycasino официальный

Лента публикаций