Так Денис Коротков из «Новой газеты» и Илья Барабанов из британского BBC снимают совместное расследование в Санкт-Петербурге про закрытие ФБК1 (НКО, включенная в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
ФАН удалось узнать, как они получают закрытую и личную информацию, кто для них взламывает мессенджеры и откуда они получают финансирование своих репортажей.
Днем 14 мая группа людей с видеокамерами попыталась проникнуть на территорию ЖК «Лахта-плаза», где находится офис Федерального агентства новостей. Группа лиц сразу же вызвала подозрение у сотрудников охраны. Мужчины рассказывали, что собирались снимать панораму «Лахта-центра» и даже предоставили бумагу якобы из Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с разрешением на съемку. Именно эта бумага и вызвала основные подозрения охраны.
На предъявленном съемочной группой документе стояла печать Комитета, но очевидно, что штамп был распечатан на принтере.
Когда сотрудник охраны сфотографировал данный документ, чтобы переслать его журналистам, съемочная группа поспешила удалиться с территории «Лахта-плазы» и стала снимать комплекс зданий, включая редакцию, через забор.
Журналисты ФАН, предупрежденные охраной, заинтересовались такой настырностью. Тем более что в молодом человеке, возглавлявшем съемочную группу, узнали сотрудника британской медиакомпании ВВС — Илью Барабанова. Его же фамилия фигурирует и в разрешении, которое сфотографировал охранник.
Илья Барабанов известен как ярый русофоб — его материалы почти всегда содержат антироссийскую позицию. Он писал про вину России в трагедии «малазийского боинга», обвинял государство в «аннексии» Крыма. Последние три года работает на ВВС.
Мы обратились в Комитет по печати, чтобы выяснить, выдавалось ли разрешение на съемки журналистам BBC. В Комитете нас заверили, что нет.
«По всем признакам, данный документ — подделка. С декабря 2020 года данный журналист к нам не обращался», — заявили в комитете.
То есть журналисты BBC, пытаясь попасть на территорию, где находится ФАН, возможно, совершили преступление, подделав официальный документ одного из комитетов администрации Петербурга. Согласно статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, за это им может грозить до двух лет лишения свободы.
Между тем журналист отдела расследований ФАН решил последовать за настойчивыми сотрудниками британского СМИ. После съемок возле редакции ФАН Илья Барабанов и его сотрудники встретились в кафе-пекарне «Волконский» с петербургским сотрудником «Новой газеты» Денисом Коротковым.
Подсесть к ним за столик не составило особого труда. Представившись либеральным журналистом, сотрудник ФАН лестно отозвался о работе Короткова в «Новой газете», похвалил его последние материалы. Всего несколько минут понадобилось, чтобы разговорить обоих собеседников.
«Почти сразу что Коротков, что Барабанов начали жаловаться на то, как им плохо живется и работается в России. Они говорили про то, как ненавидят эту страну, что лучше работать против нее. Как хорошо жить в США. Больше говорил Барабанов. Он даже заявил, что это редакционная политика — работать против России», — рассказал наш журналист.
Обсуждали расследователи и тот факт, что «Новая Газета», в отличие от своих коллег, постоянно избегает любой ответственности за свои публикации. Коротков заявил, что дело в «высоких покровителях» издания, поэтому «Новой Газете» разрешено все. Возможно, даже сотрудничать с иностранными спецслужбами. Иначе зачем еще Короткову встречаться с Барабановым?
Оба журналиста вспомнили в своей беседе и петербургского бизнесмена Евгения Пригожина. Как оказалось, днем ранее они проводили съемки возле его офиса. По заявлениям Короткова и Барабанова, предприниматель и СМИ Медиагруппы «Патриот», попечительский совет которых он возглавляет, серьезно мешают жить либеральной прессе. Фамилия Пригожина звучала в разговоре постоянно.
Кстати, Барабанов предложил поехать Короткову в Донбасс, чтобы взглянуть на то, о чем он пытается писать в своих расследованиях. Однако Денис ехать испугался, сославшись на угрозы его здоровью.
«Меня там либо пристрелят, либо отравят кофе», — объяснил свой страх Коротков.
Чем-то не угодил сотруднику «Новой газеты» и телеканал «Санкт-Петербург». По словам Короткова, телеканал многое замалчивает и не показывает сюжетов про оппозицию, как это делают либеральные ресурсы.
Как следует из записи разговора, имеющейся в распоряжении редакции, Барабанов и Коротков встретились в Петербурге не случайно. Их цель — снять очередную информационную провокацию: BBC совместно с «Новой газетой» делают фильм о родственниках и ближайшем окружении президента России Владимира Путина, а также о том, кто и как закрыл штабы ФБК (структурное подразделение ФБК — НКО, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; включены в перечень экстремистов и террористов на сайте Росфинмониторинга).
По словам Барабанова, главная цель расследования — это отмстить за то, что «Фонд борьбы с коррупцией»1 Алексея Навального потерял хоть какой-либо шанс на свое дальнейшее существование. Закрытие штабов вызвало бурную реакцию в оппозиционной среде, но решения этой проблемы никто найти не смог. В итоге решили подключить «Новую газету» и британцев.
«За разгромом явно стоят компетентные люди, ФСБ. В скором времени выйдет ответ — расследование про внуков Путина», — говорит на записи Барабанов.
По словам Барабанова, денег за такие задачи платят гораздо больше, чем за журналистскую работу.
И Коротков, и Барабанов не скрывали перед нашим журналистом, что информацию для своего расследования они получили далеко не самым законным путем.
«Ну это же журналистика. Главное — чтобы тылы были прикрыты», — заявил в беседе Коротков.
По утверждению журналистов, они получают информацию от своих «источников». Это могут быть и представители иностранных спецслужб, и бывшие сослуживцы. Откуда информация и насколько она достоверна, расследователей интересовать не должно.
Это подтверждается и несколькими фотографиями, переданными нам, возможно, одним из членов съемочной группы. Среди того, что он передал нашему журналисту, был скриншот весьма необычного письма.
Как утверждает сотрудник, в скриншоте один из сотрудников продюсерского центра BBC в России просит Барабанова уточнить телефоны, по которым надо вскрывать мессенджеры.
«Илья, на ваш запрос касательно вскрытия информации по WhatsApp и Telegram чиновников просим уточнить следующие моменты: 1. Есть ли у вас все мобильные телефоны данных лиц либо нам придется искать их техническими способами? 2. Редакция требует уточнить, в рамках какой из поставленных задач требуется вскрытие данных аккаунтов? Связанно ли это с вашим расследованием про Путина? Это очень важно для понимания, специалистов какого уровня нам требуется подключить. 3. Мы передали вам позавчера данные на шестерых сотрудников правительства. Данные аккаунты связаны с ними? Просим ответить на наши вопросы максимально оперативно», — говорится в письме.
Как утверждал в беседе с Коротковым сам Барабанов, данные на чиновников и сотрудников правоохранительных органов британская телерадиокомпания предоставляет «по щелчку». Главное — чтобы против России или определенных лиц.
«Как они утверждали, им даже номер телефона или аккаунт знать не всегда нужно. Главное — чтобы было понимание, где находится человек. Дальше прочесываются все мобильники в пределах нескольких сотен метров и выбираются нужные аккаунты. Технологии спецслужб», — рассказал наш корреспондент.
Барабанов даже советуется о размере взяток с редакцией. Не смущаясь при этом использовать те же самые мессенджеры.
Барабанов: Я задачу от редакции получил. Все готовимся. Только Денис немного очкует.
Продюсер: Пусть расслабится. Его никто за руку не поймает. Предлагаем вам снять фильм на один из сюжетов, беспредел ФСБ, ущемления прав человека, действия Пригожина, противозаконные действия Путина или его ближайшего окружения.
Барабанов: Мы же выбрали тему про Путина? Ее и будем тут качать.
Продюсер: Пригожина тоже зацепите. Он медийный.
Барабанов: У меня еще вопрос. Там за данные хотят много.
Продюсер: В пределах двухста?
Барабанов: Полляма. Тут зашуганные все.
Продюсер: Пусть наши заокеанские коллеги тогда вскрывают. Берите все то, что можно получить за двести. Остальное добьют уже лондонские.
Барабанов: Нас с этой инфой не примут?
Продюсер: Да кто принимать будет? Заразился ты паранойей от питерских. Все будет нормально.
Предполагается, что данный разговор был у Барабанова с Александрой Зайцевой — региональным редактором. То есть с прямым руководителем и продюсером. А значит, руководство BBC не может сказать, что не знало о методах работы собственных журналистов.
У «Новой газеты» методы тоже могут быть похожи на действия британских коллег. Денис Коротков, по его собственным утверждениям, использует информацию, которая невиданным образом ему приходит. Но таким ли невиданным. Обладая обширными знакомствами среди сотрудников органов правопорядка, он постоянно может получать от них различную конфиденциальную информацию. Возможно, раздавая взятки.
Вот одна из переписок Короткова, где он уговаривает свой источник выдать ему очередные данные, чтобы передать их BBC.
Неизвестный: Денис, я фактуру в этот раз предоставить не смогу. Это будет серьезный залет.
Д: Да ладно. Твои коллеги мне даже гостайну сливали, а ты резко включил заднюю. Ты же меня знаешь, я сдавать не буду. Вас тогда от этой дуры, которая конторским слила, защищал.
Неизвестный: Не могу. Если мои коллеги хотят в тюрьму, то это их проблема. Я передал тебе данные по передвижению. Это уже на увольнение тянет.
Д: Давай таксу в два раза повысим?
Неизвестный: Не надо. В этот раз все может быть очень серьезно
Быть пойманными с поличным расследователи нисколько не боятся — собственные редакции их прикроют в случае серьезных проблем со стороны органов. Поэтому снимать провокационные материалы фактически никто не мешает.
Вместе с Коротковым и Барабановым в Петербург приехал и еще один весьма интересный медийный персонаж — Ерастов Андрей. Это режиссер и оператор, уже долгое время работающий на британское телевидение. За свою карьеру снял множество антироссийских документальных фильмов. Например, «Солдат», рассказывающий об ужасах российской армии, «Аэропорт Донецк», выставляющий жителей ДНР террористами и сепаратистами, — последний его фильм, где он в основном был оператором.
Ерастов никогда даже и не скрывал, что работает на антироссийскую пропаганду. «Аэропорт Донецк» вместе с ним снимала журналистка BBC узбечка Шахида Тулаганова, британская гражданка и, по слухам, являющаяся агентом спецслужб. Предполагается, что она работала на ЦРУ на палестинских территориях, в Афганистане, Восточной Украине, Сирии, Ливане и Ираке. Множество раз взаимодействовала с Ерастовым.
Поэтому резонно предположить, что Ерастов — не просто режиссер и оператор будущего материала BBC, но и куратор обоих российских журналистов, отслеживающий, чтобы они не сбились с пути истинного во время своего расследования. Все возможно.
Особенно с учетом того, что по нашей информации, Ерастов старался, чтобы его никто не видел вместе с Коротковым, предпочитая исключительно общество Барабанова, с которым знаком уже более десяти лет. Так что вопросы к нему есть.
Также есть информация, что, пока Барабанов встречался с Коротковым в кафе, Ерастов пытался уговорить несколько человек украсть персональные данные как минимум трех петербуржцев. Однако ему отказали.
Вот такая команда собралась в Петербурге снимать очередную провокацию — при помощи различных уловок, взломов и фейков, чтобы потом заявить о честном журналистском расследовании.