Не секрет, что Прибалтика не богата на производства всемирно востребованных товаров. Также страны региона не могут похвастаться крутыми запасами природных ресурсов и полезных ископаемых. В связи с этим приходится искать другие сферы, позволяющие стабильно вливать в государственную казну каждой из стран новые средства. И такая сфера есть. Как вы уже могли догадаться, речь идет о транзите.
Данную отрасль по праву можно назвать весьма важным вопросом в прибалтийских странах. Кто-то может сказать, что сегодня у Литвы с этим делом все обстоит далеко не лучшим образом, однако все не так печально, как у ближайших соседей.
Накануне в сервисе микроблогов Twitter появилась весьма интересная диаграмма, показывающая динамику грузооборота пяти крупных портов по годам. За его составление стоит благодарить экономиста Яниса Херманиса.
Этот график отчетливо демонстрирует, что на конец 2020 года лидирующее место по грузообороту занимает Клайпедский порт. За прошедший год он принял приблизительно 48 миллионов тонн грузов. Второе и третье место занимают Рижский и Таллиннский порты соответственно. Вот только по показателям они отстают в два раза. Речь идет об обороте 23,7 и 21,3 миллиона тонн. Далее Вентспилс (почти 13 миллионов тонн) и Лиепайская гавань (6,6 миллионов тонн).
Латвийский парламентарий Вячеслав Добровский прокомментировал эти цифры. Он назвал данный график наглядной демонстрацией полного фиаско транзитной политики Латвии.
Кроме того, он подчеркнул, что в минувшем году три самых крупных латвийских порта в сумме не смогли переплюнуть показатель Клайпеды.
Что сказать, заявление прибалтийского политика можно интерпретировать, как признание поражения и зависть к соседу.
Кстати, ещё 17 лет назад Клайпедский порт даже и мечтать не мог о столь больших показателях. Его опережала даже Рига. Говорить о Вентспилском и Таллиннском портах здесь даже не приходится. Но вот, в 2020 году Латвия потерпела разгромное унизительное поражение по показателю товарооборота.
Эксперты придерживаются мнения, что Рига и Таллин стали испытывать весьма серьезные проблемы после того, как Российской Федерации надоело терпеть дискриминацию и нападки в свой адрес со стороны прибалтийских государств. Москва занялась активной разработкой собственной инфраструктуры, что позволило постепенно отказаться от балтийского транзита.
Кстати, пока что Клайпеда существует за счет транзита белорусских грузов. Однако в скором времени Минск может пересмотреть формат сотрудничества или вовсе отказаться от него в пользу российских портов.
Юрий Макаренко