Экспортная серия новейшего истребителя КБ Сухого Су-57Э — это боевой самолет пятого поколения в составе ВКС РФ. Продвинутые ТТХ этого «Сухого» позволяют ему летать и воевать практически при любых погодных условиях. Помимо этого, эта авиамашина умеет уничтожать как летающие цели на встречных курсах и даже вне их видимости, так и наземные мишени.
Су-57 изначально проектировался как самолет-стелс: в сравнении с четвертым поколением для этой модели характерна минимальная видимость в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Более того, самолет пятого поколения превосходят предшественников по радиозащите от средств вражеских РЭБ всей бортовой электроники и всех типов оружия истребителя, а также его немыслимая крейсерская скорость на сверхзвуке.
Неудивительно, что тактико-технические характеристики (ТТХ) Су-57Э лучше оных любого самолета поколения 4++. Он более многозадачен. В его электронной начинке совмещены практически полная автоматизация с технологией «искусственного интеллекта». Вдобавок этот «Сухой» оснащен высокоточными управляемыми ракетами дальнего радиуса действия, используя которые летчик может стрелять сразу по нескольким целям за один раз. А маневренность истребителя пятого поколения вообще запредельная для летательных аппаратов предыдущих серий.
Самой современной инновацией Су-57 бесспорно является применение в его авионике технологии «искусственного интеллекта» (ИИ). Именно на основе ИИ базируется информационно-управляющая система (далее ИУС) этого боевого самолета. Применение ИИ обеспечивает беспрецедентно высокий уровень автономности работы всех бортовых систем этой авиатехники КБ Сухого. Согласно ТТХ самолета, он может решать порядка 90% боевых задач автоматически. По параметру автономности Су-57 – практически беспилотник.
При такой высокой автоматизации всех полетных комплексов истребителя пилот нужен, в основном, для определения наилучшего варианта из предложенного ИУС перечня дальнейших действий. Однако окончательное решение остается все-таки за летчиком, как и его решение о том, когда начать атаку.
Причем есть сценарий автономного полета на сто процентов: он осуществляется по программе, заложенной в бортовой компьютер истребителя еще на аэродроме базирования. В этом случае командир Су-57 принимает лишь решения, когда нажать на кнопку пуска ракеты или на ручку гашетки. При форс-мажорных обстоятельствах — потеря пилотом сознания или его серьезного ранения — роботизированные системы управления сумеют спасти истребитель.
При таком высоком уровне автономности основную работу выполняет информационно-управляющая система летательного аппарата. ИУС – это набор программ, в который заложен как весь спектр знаний авиаконструкторов, так и реальный опыт большого количества профессиональных авиаторов, в большинстве своем офицеров ВВС РФ. Иначе этот комплект бортового ПО называют «пилотом-невидимкой» или «электронным пилотом».
Главная задача ИУС Су-57 – это постоянная обработка информации с датчиков самолета о мишенях в радиусе опознания, на основе которых далее выдается ряд рекомендаций пилоту для его дальнейших действий. Эту работу компьютеры современной авионики делают запросто, но окончательный выбор пока оставляют за пилотом, который при этом использует всю свою летную выучку и предыдущий опыт.