Закончилась эпоха президента Трампа. Я не верю в то, что в последние часы своего нахождения у власти, он перевернет стол большой игры и изменит историю. Это стало понятно после видеотречения Трампа, в котором он призвал своих сторонников расходится по домам с миром. Это был момент капитуляции.
Поскольку Трамп не столько человек, сколько институт, отдельные его подразделения продолжали бороться, рефлекторно стремясь сохранить свои позиции, но реальная властная группировка, стоящая за президентом, решила игру сдать. Почему? Это сложный вопрос, однако, мне так кажется, ответ мы на него узнаем не через десятилетия, а буквально через пару лет.
Но сейчас я хочу попрощаться с Трампом, подчеркнув одну очень важную особенность, которая отличает его от всех президентов США последних десятилетий. Трамп не начал ни одной новой войны.
Кто-то скажет, что он человек бизнеса, а не кадровый политик или функционер, а бизнесмены просто не мыслят критериями войны. Для них война – форс-мажор и убытки. Конечно, если речь не идёт о представителях военно-промышленного комплекса.
Возможно, свою роль сыграло и то, что Трамп – послевоенный ребенок, учившийся в нью-йоркской военной академии – частной школе-интернате, где будущий президент мог узнать о последней великой войне от старших товарищей.
Так или иначе, представители неосушенного «болота» старались всеми способами подтолкнуть Трампа к новой войне, которая навсегда оказалась бы связана с его именем. Для них было принципиально важным измазать его в войне, сделать таким же, как они, повязать большой кровью. Не получилось.
Думаю, он прекрасно осознавал это своё основное отличие от представителей истеблишмента, и не поддался. Это одна из причин, по которой его боятся и ненавидят.
Он устоял, он не повязан. Значит, не контролируем и подлежит уничтожению (по счастью, не физическому). Да, этот большой золотой парень вводил нелепые санкции; да, он замусорил землю Сирии болванками крылатых ракет; да, он не помиловал Сноудена и Ассанжа; да, он позволил осуществить политические убийства в Иране и Ираке. Я знаю, я помню. Но я хочу, чтобы мы запомнили не менее важную вещь: он был президентом, который не начал ни одной новой войны от имени США.
Баора Тандаш