События, происходящие сегодня в МХАТ им. Горького продолжают волновать всех, кто интересуется сегодняшним российским театром. Об изменениях в краснокирпичном здании на Тверском бульваре много писали. Смена художественного руководства, изменение репертуарной стратегии, эмоциональные выступления артистов с одной стороны… С другой, начавшаяся реконструкция (первая с момента открытия в 1973 году), впервые за полвека на фронтоне театре появилось полное название театра.
Корме того, сегодняшний МХАТ – это возвращение к первоначально задуманной Олегом Ефремовым концепции мультимедийного комплекса, позволяющего на пяти сценах воплощать не только самые рискованные режиссёрские замыслы, но и создавать особое культурное пространство, включающее в себя поэзию, музыку, художественные акции и просветительскую деятельность. И самое главное – в театр вернулся зритель!
Не малочисленная группа постоянных почитателей, а зритель молодой, ожидающий новых театральных открытий. В общем-то, вряд ли этому стоит удивляться. Всё логично -пока МХАТ тихо загибался и плесневел во всех смыслах этого слова — он никого не интересовал. Теперь там бурлит жизнь – практически ежедневные лекции, какие-то постоянные проекты — жизнь бурлит. МХАТ реально становится одной из важнейших культурных площадок не только Москвы, но и всей театральной России.
Однако искушённый зритель может возразить – мол, какие бы заманчивые творческие проекты не реализовывались, как бы ни менялось внешность и «внутренность» здания, ни что не может заменить интересных спектаклей. Они в первую очередь определяют лицо театра! Да, конечно… Кто бы спорил?
Последняя премьера МХАТа – «Звёздная пыль» по пьесе Натальи Мошиной в постановке молодого, но уже достаточно известного режиссера Греты Шушчевичуте идёт на 3-й малой сцене театра и уже привлекла заинтересованное внимание не только театральной критики, но зрителя, казалось бы уже уставшего от современных пьес…
Но в том то и дело, что в новом спектакле наша сегодняшняя жизнь вырывается из серой повседневности. Исходное событие – некий инопланетный разум избирает для контакта ничем непримечательного молодого человека по прозвищу «Пельмень». Почему? Этого не понимает никто… И в борьбу за «Пельменя» вступают самые различные силы: от сотрудников спецслужб до жены и начальства… Во такая неожиданная вариация на любимую тему русской классической литературы. Судьба маленького человека в сегодняшней российской жизни…
Пересказывать спектакль дело неблагодарное. Отметим только, что актёры вместе с авторами не дают однозначного ответа на извечный вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?». Финал «открытый» и каждый может сам определять для себя, как сложится дальнейшая судьба героев.
Остроумная сценография Григория Рахмиловича свое лаконичностью подчеркивает настоящее «пиршество актёрской игры». Определение не моё, а такого известного театрального критика, как Анастасия Ефремова. И ещё не могу удержаться от цитаты из оценки Анастасии Олеговны: «Главный герой прекрасен. Он так органичен и щедр на свою доброту, и я понимаю, почему его выбрали инопланетяне — я бы тоже его выбрала. С таким парнем хочется дружить, вот такого героя нам не хватает»
Да, работа Тимура Дружкова, действительно, достойна самых восторженных оценок. Молодой артист покоряет своим обаянием, и в тоже время не останавливается на поверхностной органике, а проникает в глубину человеческого характера в его психологическую суть. Это ли пример мхатовского мастерства и верности традициям русского психологического театра…
В общем, приходите на Тверской бульвар. Знаменитый театр обрёл второе дыхание и не заметить этого уже невозможно!