Тремя самыми кассовыми фильмами в 2017 году стали картины, возглавляемые женщинами — продолжится ли подобная тенденция в этом году?
Для женщин 2017 год стал не только годом огромной боли, но и годом триумфа. Разговоры о сексуальном насилии вышли на первый план, поскольку давние раны не давали спокойно существовать и движение #MeToo все еще растет с каждым днем. Истерика «потерпевших» была ошеломляющей по своей экспансивности, но под конец сложилось ощущение, что пар таки выпущен.
Около трех сотен женщин, работающих в кино, на телевидении и в театре объединились с инициативой Time’s Up, чтобы создать фонд правовой защиты пострадавших от сексуальных домогательств и для наказания терпящих притеснения в гендерных вопросах. Это уже давно стало похожим на настоящую мобилизацию, вызванную непрекращающейся истеричной эмансипацией, но, по официальному заявлению, поводом к таким действиям стала бесконечная надежда на то, что рано или поздно все изменится к лучшему.
Как оказалось, кинематограф 2017-го года, вопреки увещеваниям, стал своеобразным зеркалом голливудских течений — многие критики назвали 2017-й год в кино — «Годом женщин». По уровню кассовых сборов вперед вырвались три картины: «Звездные войны: последние джедаи», «Красавица и чудовище» и «Чудо-женщина», во всех этих картинах главные роли исполнили женщины. Можно не сомневаться, что премия американской кино-академии «Оскар» назовет рекордное количество победителей-женщин. Последний раз подобный феминистический взрыв произошел в 1958 году.
Кино-гиганты, типа «Marvel Studios» чутко следят за современными трендами, поэтому в прокат готовятся еще более «заряженные» эмансипацией картины — в любом сюжете присутствует дурачок-мужчина с совершенным телом, но на редкость скудоумный и растрепанная, с прорвой физических и моральных недостатков женщина, которая, однако, берет все проблемы в свои руки и, само собой, успешно все решающая. Громкими проектами киностудии в 2018 году станет «Черная пантера», где сильный акцент будет выполнен на главные женские роли — непобедимый отряд из четырех дам и «Дэдпул 2», где появится вторая главная роль — женский персонаж Domino Zazie Beetz.
Помимо засилия женских ролей, все четче становится виден еще один тренд: «Феминистские победы Голливуда останутся ни с чем, если в громких проектах будут участвовать только белые женщины». Таким образом, «Фабрика грез» решает убить сразу двух зайцев — вопрос равенства полов и вопрос расовой равноценности. Прошлая церемония вручения премии «Оскар» запомнилась поклонникам кинематографа истерикой супруги актера Уилла Смита — Джады Пинкетт Смит (которую, впрочем, супруг уверенно поддержал) о том, что среди призеров самой популярной награды слишком мало чернокожих актеров. На все увещевания кино-академиков, что награда дается не за цвет кожи, но за актерскую игру (которой небелые актеры, к сожалению, не показали) — сообщество черных артистов обвинило уважаемых кино-грандов, местами переходя на личности, в предвзятости и необъективности. В этом году, по прогнозам специалистов, «Оскар» продемонстрирует чудеса толерантности, пусть и недооценив по-настоящему достойных актеров и режиссеров, однако, удовлетворив жажду современного общества.
Студия Disney также держит руку на пульсе веяний ангажированности, так как от удачности попадания проекта в тренд напрямую зависит мировая выручка от проката — нетолерантные страны в данном случае в расчет не берутся. К релизу готовятся сразу два гигантских проекта: «Щелкунчик и Четыре королевства» (The Nutcracker and the Four Realms) и римейк «Расхитительница гробниц» (Tomb Raider). В первой картине все три главные роли — женские, а роль волшебника Дроссельмейера отдана любителю заговоров о российских программистах Моргану Фримену (Гофман и Чайковский дружно перевернулись в могилах с криком: «Как толерантно!»), а во второй режиссеры и сценаристы решили уйти от стоящего всем поперек горла образа сексуальной Анджелины Джоли, выбрав на главную роль анти-сексуальную супругу замечательного актера Майкла Фассбендера — Алисию Викандер.
Уже совсем неважно, что многие современные картины являются сиквелами, франшизами или вольными переложениями существующих долгие годы историй — время идет и то, что было популярно/красиво вчера — сегодня вызывает лишь зубовный скрежет различным правозащитных организаций и обществ по защите «бесправных» геев/чернокожих/инвалидов/женщин. Как иллюстрацию вышесказанного можно привести будущий проект «Барби» режиссера Алетеи Джонс с Энн Хэтэуэй в главной роли, в котором главной проблемой становится изучение воздействие совершенства на женщин.
Особняком стоит будущая картина «Мэри Поппинс», главная роль в которой отдана замечательной, но не разделяющей современных веяний актрисе Эмили Блант — как показывает практика, фильм, в силу своей классичности, запросто может стать проходным между релизами идеологически верных проектов.
Мир кинематографа входит в 2018-й с такой неопределенностью. Успешность того или иного проекта, в конце концов, покажет коммерческий успех и личное отношение каждого зрителя, а моральная подоплека, рано или поздно отойдет на второй или третий план. Кто знает, возможно, через десять-пятнадцать лет кино-критики назовут 2017-2018 годы временным помутнением общественного рассудка, но, может, все совсем не там и уже сегодня закладывается фундамент кинематографа будущего.