Лоцманы хотят преобразований

17.10.2019 15:36 0

Лоцманы хотят преобразований

Организация качественного лоцманского обеспечения является международным обязательством прибрежного государства-члена ИМО (Международная морская организация), закреплённым в резолюции ИМО А.159 (ES.IV). Лоцманское обеспечение – это фактически госуслуга для судовладельцев за их счёт, качество, полнота и стабильность которой гарантируется государством. На судах иностранного флага лоцман является официальным представителем государства порта. Лоцманская проводка является обязательной в сложных для навигации районах, в стеснённых условиях акватории порта и, зачастую, на территории густозаселённых портовых городов, где маневрируют суда с опасными грузами. Возможность оказания коммерческого давления на лоцмана со стороны судо/грузовладельца должна быть полностью исключена.

В России до сих пор не создано эффективной единой самодостаточной системы лоцманского обслуживания и государственный контроль за качеством лоцманских организаций во всех морских портах в настоящее время не представляется возможным. Но это уже замечено руководством страны.В обновлённой Стратегии развития морской деятельности РФ 2030 (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.08.2019 г. № 1930-р) проблема отражена как: «Устаревшая система лоцманского обеспечения торгового мореплавания, не гарантирующая эффективного лоцманского обеспечения во всех морских портах Российской Федерации». О проблеме в лоцманском секторе свидетельствует и целый ряд пробелов в правовой базе, на которые указывают законодатели.

Необходимость преобразований в системе лоцманского обеспечения прокомментировали эксперты Центра стратегических оценок и прогнозов. Причины сложившейся ситуации обозначила координатор проекта «Морская политика» Анна Горнова:

«Проблема накапливалась долгие годы, начиная с 2004 года, когда вышло Постановление Конституционного суда, которое предписывало законодательно урегулировать деятельность негосударственных лоцманских организаций в стране. На тот момент они все были некоммерческие, что соответствовало и международной практике и целям лоцманского обеспечения, записанным в КТМ. Однако, эту часть Постановления выполнять не спешили и, воспользовавшись правовой неурегулированностью, в прибыльных портах появились частные лоцманские службы, организовавшие так называемый «бизнес на лоцманах». Последствия этого мы все наблюдаем – вместо современной самодостаточной лоцманской службы Россия имеет убыток Росморпорта по лоцманской услуге, торможение развития законодательства со стороны частного лобби и как итог — отсутствие эффективного лоцманского сектора в стране. Действующая система организации лоцманского обеспечения не эффективна. Искусственно созданный рынок вопреки лучшим международным практикам, полезного эффекта не приносит.

В данном вопросе нужно ясно осознавать, что работа лоцманов является важным звеном в системе навигационной безопасности мореплавания. Ещё в древние времена лоцманов в Архангельске называли корабельными вожжами, а в заморских странах – навигаторами. В Санкт-Петербурге и Кронштадте они именовались «Лоцманами Коронной службы», да и в других странах лоцманы зачастую состояли на службе у королевских особ, что подчёркивает государственную важность данной профессии. Исторически лоцманы освобождались от повинностей и некоторых налогов, имели ряд фамильных преференций, славились как высшая морская каста. Эти люди развивали географию, навигацию, картографию, технические средства и науку управления судном, продвигали и высоко ценили искусство и литературу. Многие из лоцманов были авторами поэтических сборников, трудов по астрономии и навигации.

В наши дни наравне с СУДС лоцманский сектор обеспечивает бесперебойную работу портов и гармонично интегрирован в систему национальной безопасности любой страны. Цель лоцманской проводки не является коммерческой, а лоцманская проводка судна относится к публичным функциям государства. Лоцманская проводка не является звеном обработки тоннажа, как это пытается преподнести частное лобби – владельцы «бизнеса на лоцманах».

В целом, можно выделить следующие особенности лоцманского сектора:

России нужна лоцманская служба, укомплектованная новыми современными лоцманскими катерами, вертолётами и качественно оборудованными лоцманскими станциями, на уровне передовых стран мира. На лоцманском направлении нужно дать возможность реализации технологического преимущества с учётом всех рисков кибербезопасности и развития цифровой индустрии.

О существующих негативных последствиях для системы организации лоцманского обеспечения в стране рассказал государственный лоцман, президент ассоциации морских лоцманов России (1995-2007), ветеран труда, заслуженный работник транспорта РФ, Владимир Егоркин:

«Через необоснованное завышение расходов в частных лоцманских компаниях порядка 500 миллионов рублей лоцманского сбора ежегодно выводится из сферы лоцманского обеспечения в виде дохода хозяев этих частных компаний. С 2005 года предположительно таким образом выведено более 5 млрд. рублей, а это десятки не построенных лоцманских катеров, которых так не хватает в портах для безопасного выполнения лоцманских операций. В результате лоцманов вынужденно доставляют на арендованных плавсредствах, не соответствующих стандартам, что порой приводит к их гибели и травмам.

Конкуренция лоцманских организаций приводит к уменьшению эффективности использования лоцманского сбора и от чего уже давно ушли развитые страны. Лоцманская проводка невозможна без использования лоцманской организацией государственной системы обеспечения безопасности мореплавания и инфраструктуры порта. При этом частные лоцманские компании, за исключением 2-х – 3-х, не имеют на балансе собственного флота, никак не участвуют в реконструкции и развитии портовой инфраструктуры, не несут никаких обременений и обязательств в данной части и, фактически, являются «рантье», лишним звеном системы, сдающим лоцманов в аренду.

Практически во всех морских странах мира лоцманская проводка осуществляется монопольно: либо государственными лоцманскими службами, либо это право делегируется организациям, работающим на некоммерческих принципах по системе «Self Employеd Pilot». Прибрежные государства ушли от экспериментов с рыночными отношениями в лоцманской деятельности и не допускают внедрения рыночной конкуренции в сферу безопасности мореплавания. Лишь одна из небольших стран ЕС Дания в 2006 г. на законодательном уровне ввела конкуренцию в лоцманском деле, но и там полной свободы рынка в лоцманском секторе нет. В таких странах как Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Греция, Португалия, Китай, Бразилия и многих других — лоцманские службы государственные.

Мировая практика показала, что реального рынка в лоцманском деле не может быть. Лоцманский сбор в порту лимитирован количеством судозаходов и тоннажем судов и совершенно очевидно, что при таких условиях работа двух лоцманских организаций в порту менее эффективна, чем одной, а конкуренция выражается только в возможности получения более выгодных заказов. Занимаясь столько лет организацией лоцманского дела в России, я могу утверждать с большой долей вероятности, что у нас, как и в Финляндии, лоцманского сбора, уплаченного потребителями лоцманских услуг в целом по стране (Аналог — услуги авиадиспетчеров обеспечивающих безопасность полётов воздушных судов) хватит на организацию качественного лоцманского обслуживания во всех морских портах России без какой-либо дотации со стороны государства».

Владимир Кабанов Председатель Межрегионального профсоюза лоцманов (МПСЛ), лоцман порта Санкт-Петербург:

«Эксперимент с появлением порядка 20-ти частных лоцманских компаний малого и среднего бизнеса в России, которые воспользовались правовой неурегулированностью постперестроечного законодательства, оказался неудачным, т.к. фактически разбалансировал и затормозил развитие всей государственной системы лоцманского обеспечения в стране. Попытки принятие решения тонут в бесконечных дискуссиях, которые длятся уже более 15 лет, и сводятся к поискам путей обеспечения возможности вывода средств лоцманского сбора в прибыль нескольких бенефициаров частного лоцманского «бизнеса».

Сложившаяся ситуация приводит к потере положительной мотивации непосредственно у лоцманов, отсутствию возможности их самоорганизации и социального партнёрства с государством, и как следствие — эффективного развития лоцманского сектора в стране. Снижается уровень подготовки лоцманов, их социальной защиты, технического обеспечения, уверенности в завтрашнем дне.Межрегиональный профсоюз лоцманов ведёт трудовые споры с работодателем, судебные разбирательства становятся постоянной практикой.

Ключевой аспект для нас — это подготовка лоцманов. Качественно подготовить лоцмана может только другой, хорошо подготовленный лоцман высокой квалификации. Для этого у лоцмана должен бытьстимул. Такого стимула у лоцмана в частной компании нет. Качество подготовки (приобретение соответствующих навыков осуществления лоцманской проводки лоцманом) должно быть кем-то проверено. И проверяющий также должен нести за качество этой проверки ответственность. Эту ответственность должна нести компетентная лоцманская власть. В Приморске танкер разрушил причал. В Туапсе погиб лоцман. У этих случаев есть общая причина — плохая подготовка лоцманов, несоответствие подготовки лоцманов общепринятой практике, изложенной в Резолюции ИМО А.960, и отсутствие возможности у компетентной лоцманской власти страны контролировать деятельность частных лоцманских компаний. Совсем не случайно, в последнем проекте Положения о морских лоцманах не упоминается об этой Резолюции. При существующей организации лоцманского обеспечения в России выполнение Резолюции ИМО А.960 становится нереальным, качество подготовки лоцманов снижается.

МПСЛ поддерживают создание в России единой лоцманской службы в форме Федерального автономного учреждения (ФАУ) как наилучшей оптимальной модели из возможных для России на текущем этапе времени, с учётом географических особенностей страны, разнообразия климатических зон и международных реалий. Принятие соответствующего законопроекта устранит все имеющиеся в законодательстве пробелы, позволит заложить стабильную основу для положительного развития лоцманской деятельности, обеспечить правильный расчёт ставок лоцманского сбора и его целевое использование для безубыточной работы и развития лоцманских служб во всех морских портах РФ, улучшит возможности для повышения качества подготовки лоцманов. Принятие законопроекта создаст правовую основу для преобразования устаревшей системы лоцманского обеспечения в единую современную лоцманскую организацию, гарантирующую эффективное лоцманское обеспечение во всех морских портах и защиту национальных интересов России».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Трамп заставил Японию нарушить международные обязательства Майк Тайсон посоветовал Западу не выводить русских из себя Путин отменил часть санкций, введенных против Турции после инцидента с Су-24 в Сирии В Киеве назвали реальные сроки возвращения Крыма и Донбасса в состав Украины Казахстанский суд арестовал журналиста пообещавшего «вырезать всех русских»

Лента публикаций