Тегеран может быть заинтересован в приобретении различных современных российских оборонных средств, в том числе системы ПВО С-400 «Триумф», системы береговой обороны «Бастион К-300П», истребителей Су-30, учебно-тренировочных самолетов Як-130 и основных боевых танков Т-90, говорится в новом докладе Агентства оборонной разведки США (DIA — Defence Intelligence Agency).
В докладе, получившем название «Военная мощь Ирана», высказывается предположение, что Исламская Республика может начать закупку передовых вооружений за рубежом для модернизации своих вооруженных сил после истечения срока действия эмбарго ООН на поставки оружия Тегерану в октябре 2020 года, в пятую годовщину принятия совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной сделке.
Наряду с Москвой, американские разведчики опасаются, что Пекин может быть другим крупным партнером Тегерана. «Иран по-прежнему зависит от таких стран, как РФ и КНР, в закупках передовых вооружений», — отмечается в докладе.
В вышеупомянутом документе также комментируются достижения Ирана в его программах по созданию баллистических ракет и беспилотных летательных аппаратов. В частности, указывается на то, что, несмотря на десятилетия отсутствия доступа к передовым западным технологиям, ракетный арсенал страны в настоящее время является самым большим и передовым в регионе.
«Иран имеет масштабную программу ракетного развития, размер и ударная мощь его ракетных сил продолжает расти, несмотря на десятилетия усилий Запада по сдерживанию этого направления иранской модернизации сил ПВО и ПРО страны. Тегеран сейчас располагает крупнейшими ракетными силами на Ближнем Востоке», — говорится в документе разведки Пентагона.
Ссылаясь на усилия Ирана по разработке ракет с дальностью действия более 2000 км, Агентство оборонной разведки предполагает, что этот дальнобойный ударный потенциал предназначен для того, чтобы остудить пыл и отговорить от нападения на Иран своих противников в регионе – Соединенные Штаты, Израиль и Саудовскую Аравию.
Наконец, в докладе также говорится о региональном военно-морском потенциале Ирана, предупреждая, что страна располагает средствами для установки более 5000 морских мин в Персидском заливе и Ормузском проливе, что фактически позволяет им закрыть жизненно важную морскую зону в случае конфликта. Это при том, что примерно треть всей морской нефти в мире проходит через Ормузский пролив по пути в Европу, Азию и на другие рынки.
Иран неоднократно призывал «чужаков» держаться подальше от Персидского залива. Тегеран активизировал работу в этом направлении после того, как США, Израиль и ряд региональных и европейских союзников Вашингтона объявили о создании морской коалиции, направленной на обеспечение безопасности коммерческих судов в акватории Персидском заливе на фоне многочисленных инцидентов, связанных с саботажем или захватом нефтяных танкеров.
Несмотря на почти четыре десятилетия ограничений на продажу оружия США и их союзниками, а также эмбарго Совета Безопасности ООН на поставки вооружений, принятое в 2006 году в связи с предполагаемой ядерной программой Тегерана, Исламская Республика создала и приняла на вооружение широкий спектр новой военной техники. Расширение арсенала ВС Ирана включает почти полный спектр техники, начиная с канонерских лодок и танков, и заканчивая новейшими комплексами противоракетной обороны и военными спутниками.
Оборонный комплекс Ирана доказал свою состоятельность в июне, когда ВВС Революционной гвардии сбили американский беспилотник-шпион стоимостью 220 миллионов долларов над Ормузским проливом. Причем иранцы засекли и уничтожили штатовский БПЛА при помощи собственной системы ПВО, известной как Khordad 3.