На прошлой неделе, как мы с вами уже знаем, американский чудо-дед на перфокартах пропустил приём лекарств (или принял не те) и внезапно повёл себя в публичном пространстве как альфа-самец, в одном из интервью назвав «убийцей» президента нашей с вами Федерации.
В ответ – и это мы тоже видели – чудо-дед получил мягкую рекомендацию следить за здоровьем и приглашение на открытые дебаты с российским коллегой, после чего Джозефа на трапе трижды предали обе ноги, а «американским президентом» в своих выступлениях он снова стал называть Камалу Харрис.
Но триумфальное возвращение Соединённых Штатов Америки на мировые геополитические подмостки было бы неполным, если бы мы не вспомнили сейчас об ещё одном мероприятии, которое прошло на ушедшей неделе в Анкоридже, и участие в котором принимала официальная делегация КНР, приехавшая на Аляску выяснить, как Америка собирается выстраивать дальнейшие отношения с локомотивом мировой экономики, которую четыре года Дональд рвал-рвал, да не дорвал, и в итоге надорвался сам. А там было не менее феерично, дорогие друзья.
Запускать фейерверк в Анкоридж приехали нынешний министр иностранных дел Ван И и его предшественник – Ян Цзечи – которого американская пресса описывает как самого влиятельного специалиста по внешним связям Поднебесной.
Китайцы зашли с козырей: «Многие жители США не доверяют американской демократии, и у них очень разные взгляды на работу американского правительства».
Следом: «Мы (Китай) не верим во вмешательства во внутренние дела стран путём грубой силы или в свержение режимов, или массовое убийство жителей других стран, потому что это порождает лишь беспорядок и нестабильность в нашем мире».
И ещё: «Для США сейчас важно поработать над сменой собственного имиджа и прекратить насаждать демократию американского типа во всём мире». Как-то не очень дипломатично, да?
Американская сторона ртом своего нынешнего госсекретаря Энтони Блинкена в ответ смогла выразить лишь дежурную озабоченность правами уйгуров, жителей Тайваня и Гонконга, а также попытками КНР принудить американских союзников к экономическому сотрудничеству (так и сказал).
А, да. Блинкен также отметил, что китайцы неправы и что, по его собственной информации, многие испытывают глубокое удовлетворение от того, что the United States is back – что бы это ни значило. И в ответ от грубых коммуняк получил, что дела с правами человека в США обстоят из рук вон плохо, и что в Америке натурально убивают негров (было использовано слово «slaughter», тут нормальная такая перекличка получилась с заявлениями президента нашей с вами Федерации, Россия и Китай на одной неделе с разницей примерно в день на официальном уровне указали США на права афро-американцев).
Консервативные и даже некоторые леволиберальные американские СМИ после такого выпада в тот же вечер вышли на околоземную орбиту в полном составе, и последние несколько дней кричат оттуда что-то нечленораздельное про «да как так-то», не щадя запасов кислорода.
Но у нас с вами на них в этот понедельник, к сожалению, нет времени, нам с вами ещё плохому учиться, поэтому погнали, погнали. Как мы с вами уже знаем, международные отношения никогда не находятся в состоянии идеального равновесия сил.
Прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, профильные специалисты стран-сверхдержав, обычных держав и смехдержав, готовят какие-то новые интересные соглашения и контракты, работают над укреплением и разрушением союзов, прописывают дорожные карты и рамочные договоры, которые в перспективе видоизменят – пусть и не всегда заметно – геополитический баланс на нашей планете.
По-настоящему призовых мест в международной гонке не так уж и много, из-за чего ни одна страна (если её руководство более или менее соображает) не может себе позволить не то что остановиться и хотя бы кратковременно насладиться достигнутым результатом – а даже сбавить обороты по всем внешне- и внутриполитическим вопросам.
Другими словами, нельзя просто так взять и сказать: в этом году мы сделали достаточно, давайте теперь просто отдохнём, посмотрим сериальчики, съездим на рыбалку и раздадим всем бабушкам все синие шкурки. Сам горизонт планирования за последние десятилетия сильно изменился.
Так, наша с вами страна, например, больше не строит коммунизм/социализм на «когда-нибудь в будущем», а оперирует категориями национальных программ с конкретными временными рамками, попутно моделируя возможные изменения мирового политического и экономического ландшафта.
На смену образу бесконечно отдаляемого светлого будущего пришла сухая конкретика в духе «к 2036 году мы планируем восстановить естественный прирост населения на территории РФ, вот три вероятных плана развития событий с соответствующими квотами по натурализации мигрантов, если население не решит ударно самовоспроизводиться».
И есть аналогичные программы по здравоохранению, образованию, культуре, жилью, науке, экологии, производительности труда, предпринимательству, международной кооперации и экспорту и даже по безопасным и качественным автомобильным дорогам.
Иначе говоря, государства с адекватной кукушкой понимают, что для стабильного и поступательного развития побеждать нужно не только сегодня, но и в обозримом будущем.
Точнее, даже так: побеждать в будущем необходимо уже сегодня. И стараются заранее создать себе благоприятный внешний фон, который в перспективе не съедал бы всё внимание компетентных управленцев и позволил бы в нужный момент выделить достаточно ресурсов для регулирования внутриполитических вопросов.
Тысячелетия эволюции человеческой цивилизации привели некоторые страны – такие, как, например, Россия и Китай – к пониманию, что наиболее эффективным бескровным способом подстелить себе соломку на ближнем и дальнем периметре является комбинация экономической, гуманитарной и культурной экспансии, и решили использовать пушки исключительно в качестве последнего, самого убедительного довода в отстаивании собственных геополитических интересов.
Именно поэтому, дорогие друзья, Россия всегда жахает исключительно в ответочку и ограничивается выполнением тактических и стратегических задач по подавлению внешней агрессии, а не ровняет без разбору города и сёла, хоть и могла бы.
Просто это не наш сегодняшний метод. Наш метод – это тянуть нефте- и газопроводы на Запад и на Восток, экономически привязывая к себе потенциальных геополитических оппонентов так, чтобы любой их удар по нам в итоге грозил обернуться ударом по собственной экономике.
Тут же фоном можно прицепить экспорт отечественной вакцины от коронавируса, на сегодняшний день наиболее эффективной в борьбе с известной инфекцией. «Спутник V», судя по новостям из той же Европы, где национальные лидеры уже открыто призывают начать поставки и разрешить производство российского препарата на собственной территории, сам по себе стал отличным козырем в любых переговорах с предполагаемыми партнёрами, сместив фокус с абстрактных прав человека на торговое взаимодействие в жизненно важной сфере.
Справедливости ради, не хотели бы принижать и значимость российского оружия, благодаря которому страна за последние десять лет научилась экспортировать безопасность – очень ценную услугу в современном мире.
За примерами далеко ходить не надо: мы с вами только что отметили годовщину Крымской весны, за последние годы удержали у власти легитимное правительство Сирийской Арабской Республики и не дали развернуться оранжевому сценарию в соседней Белоруссии.
И каждый отдельный случай в этом списке позволил обеспечить долговременную стабильность на наших рубежах.
Крым снова в полной мере стал нашей военной базой в Чёрном море, по Сирии, от которой до нас на машине всего сутки, теперь почти не бегают бородатые правозащитники, а Белоруссия вообще у нас на границе и допустить там к власти про-европейское невменько было бы шагом крайне недальновидным. Не говоря уж о том, что теперь там будет создан совместный российско-белорусский учебно-боевой центр подготовки ВВС и войск ПВО, что ещё надёжнее впишет соседа в наш оборонительный контур.
Китай в это время, дорогие друзья, тоже не дремлет и вовсю инвестирует в Африку, Европу, Ближний Восток и Южную Америку, экспортируя вообще всё, что можно себе придумать, за исключением недостающих энергоресурсов. А их инициатива по современной межконтинентальной транспортной системе (Новый шёлковый путь), хоть и задевает нас лишь по касательной, тем не менее, нельзя не признать – настоящий отрыв башки.
Тому китайцу, который сидел над картой мира с бутылкой Циндао и придумал эту траекторию, нужно памятник поставить, масштаб задумки весьма впечатляет.
Так вот, дорогие друзья, к чему мы это всё.
Подумайте спокойно минутку, постарайтесь вспомнить, какие глобальные проекты, одновременно отвечающие интересам десятков стран, за последние 10 лет предложили США?
Что там было конструктивного, если отбросить Голливуд, смены режимов, гуманитарные бомбардировки и беспорядочное введение санкций?
У вас, возможно, в голове промелькнёт Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство – соглашение о свободной торговле между США и Европой. Забейте, его придумали в 2013, а в 2016 оно уже померло, сейчас США с Европой находятся в состоянии вялотекущей санкционной войны, о свободной торговле уже давно никто не вспоминает. Попробуйте вспомнить что-то ещё.
Странно, да? Самая медийная сверхдержава на нашей планете, о каждом шаге которой слышно из ближайшего утюга – а в голову приходят только грязные президентские выборы, ЛГБТ, оголтелый феминизм, ущемление прав белых, скандалы с хайли лайкли вмешательством во внутренние дела и совершенно пустые обвинения в адрес других стран на высшем уровне.
Это потому, дорогие друзья, что у США сегодня нет собственной глобальной повестки. Пару десятилетий мир заворожённо плясал под дудочку построения глобальной демократии (это как со строительством глобального коммунизма, только одно слово заменить нужно), смотрел голливудские сериалы и наяривал на воображаемый уровень жизни по той стороны океана.
Но у этого сценария не оказалось развития, во втором, третьем и сто третьем сезоне страна-изготовитель гоняет всё тех же актёров с всё теми же репликами и теми же заезженными сюжетными линиями.
И искушённая мировая публика, позевав, потихоньку говорит «ну, ок» — и отползает смотреть, кто там что ещё интересное покажет. И находит для себя Россию, которая в кокошнике такая: «кому доступную эффективную вакцину и антивирус к оранжевой революции? Подходите, подходите!». И Китай, который такой: «кому межконтинентальное ускорение логистики и снижение затрат на товарооборот?». И идёт потихоньку к ним. И к нам. Тут, видите ли, какое дело.
Назови Байден Владимира Владимировича «убийцей» ещё в начале нулевых, эффект был бы совсем иной. Это было бы обвинение со стороны настоящего мирового гегемона, которому никто не может составить конкуренцию, который недавно заборол принципиальнейшего геополитического соперника, объявил конец истории и теперь единолично правит на планете. Но в геополитике длительная точка равновесия невозможна, дорогие друзья. И сегодня США, некогда единственная настоящая сверхдержава, превратилась для многих наших современников в какое-то унылое Гейстапо.
До зубов вооружённое – да. Но они теперь не единственные такие, есть ещё минимум две страны, которым есть, чем ответить. С непонятной миру леволиберальной идеологией, которую через силу ввинтить можно разве что самым отчаявшимся вассалам вроде Украины или Грузии – остальные просто не поймут, зачем нужно втыкать перья в задницу и учить детей смене пола.
И без понятного миру глобального проекта, потому что все как-то потихоньку начинают подозревать, что у США он был, есть и будет всего один – «тысяча и один способ улучшить жизнь в Америке». И больше нигде. Именно поэтому прозвучавшее на прошлой неделе обвинение в адрес лидера нашей с вами Федерации прозвучало настолько неуклюже и было настолько не к месту. Так, что даже политики в Европе, Турции и на Ближнем Востоке лишь с недоумением покрутили пальцем у виска: у деда, кажется, кукуху поплавило, пропустил, видать, приём лекарств. И пропустил последние двадцать лет, за которые мир в очередной раз незримо изменился – добавим от себя мы.
Автор: vk.com/orda_mordora