Бизнесмен из Мурманска заработал миллиарды, недоплачивая налоги в России.
Виталия Орлова, российского рыбного промышленника, вряд ли можно причислить к окружению Президента РФ – он не получал крупных госконтрактов или дотаций из бюджета, но тем не менее, добился заметных успехов. Его компания «Норебо» оценивается сегодня в сумму более одного миллиарда долларов США. За последние четыре года ряд бизнесов буквально «выстрелил» на теме ввода Россией контрсанкций против европейских стран, казалось бы, именно в этом причина успеха компании Орлова, ведь в наших магазинах днем с огнем не найти рыбу из Исландии или Норвегии. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, Виталий Орлов в 90-е и вплоть до 2014 года являлся гражданином Норвегии, во-вторых, большую часть времени проводит за границей РФ, а именно в Лондоне. Оба эти факты вызывают вопросы, учитывая, что рыбная отрасль входит в число стратегических отраслей России. Есть и в-третьих – это различные судебные разбирательства с бывшими партнерами: Виталий Орлов успел не просто подать в суд на Александра Тугушева, владевшего владевший 33% акций «Норебо», но и обвинить последнего в вымогательстве. В итоге Тугушев сумел отбиться и подал иск против Орлова в Высоком Суде Лондона, и, хотя слушания по делу идут, активы Орлова на 350 млн рублей уже заморожены.
Были у рыбного короля разбирательства и с другими партнерами. Так, например, рыбопромышленник Юрий Тузов, который сейчас находится под следствием, продавал рыбу через офшор Виталия Орлова. При помощи нехитрых махинаций цена экспорта существенно занижалась, а прибыль российской компании выводилась за рубеж, естественно, без уплаты налогов.
Еще интереснее дело обстоит со структурой экспорта «Норебо». Так, как утверждает Виталий Орлов, на экспорт направляется 60% продукции компании, в основном дорогостоящая продукция с высокой степенью переработки. В структуре выручки эти 60% превращаются уже в 77% на сумму в 470 млн долларов в 2017 году. При этом у «Норебо» существует ряд зарубежных аффилированных компаний (Norebo Europe, Norebo Seafoods Limited и Norebo Africa), которые закупают порядка 80% рыбы российской материнской компании, поставляемой за рубеж, а далее продают ее конечным покупателям. И вроде бы ничего особенного в этой схеме нет: для крупного холдинга иметь зарубежные представительства норма. Но нюанс здесь заключается в следующем: цифры экспорта и отчетность зарубежных компаний Norebo не совпадают.
В частности, до 2017 года британская Norebo Europe закупала рыбу не только у России, но и, скорее всего, у Dragon Seafoods Limited, которой из России рыбу продавали куда дешевле закупочной цены, по которой ее закупала Norebo Europe. То есть, прогоняя деньги через Dragon Seafoods экономились десятки если не сотни миллионов рублей на налоге на прибыль и экспортных пошлинах. О том, что схема работала именно так указывает также небольшой факт: при продаже рыбы в Гонконг местом поставки указывались почему-то Нидерланды.
Странности на этом, впрочем, не заканчиваются: в отчетности взаимозависимые компании обязаны отражать факт закупок друг у друга в финансовой отчетности. Однако сумма подобных закупок за 2017 год, например, не совпадает на несколько порядков: вместо почти 400 млн долларов указана сумма менее 1 млн долларов. То есть, российская таможня утверждает, что Norebo Europe покупает рыбу у связанных с ней российской компаний, а по отчетности Norebo Europe этого факта нет, что свидетельствует либо о том, что рыба закупается еще у какого-то посредника, или же (что больше похоже на правду), данный факт просто «забыли» упомянуть в отчетности.
С ценами на экспортируемую рыбу все еще веселее: закупочные цены Norebo Europe на 22% ниже, чем экспортные цены из той же Норвегии, например. Это означает, что продукция «Норебо» сильно дешевле цены у конкурентов, а значит, у Norebo Europe должна образоваться неплохая прибыль, которой в отчетности также нет. Но сверхприбыли нет и у российской «Норебо» – низкие экспортные цены означают низкие таможенные пошлины и низкий налог на прибыль. Только за 2017 год ущерб от экспорта обезглавленной трески оценивается примерно в 4 млн долларов, и это только по одному виду продукции! По самым скромным прикидкам недоплата налогов за прошлый год превысила 1,2 млрд рублей. За последние пять лет это уже 4,2 млрд рублей, а если приплюсовать сюда таможенные пошлины и всякие пени, то российский бюджет вполне может «разбогатеть» на 9 млрд рублей.
Читайте нас в Яндекс.Новостях